Форум Восточного портала (http://oriental.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl)
Страны >> Япония >> Путь воина и путь Будды
(Message started by: Shangry на 21.03.08 в 19:31:06)

Заголовок: Путь воина и путь Будды
Прислано участником Shangry на 21.03.08 в 19:31:06
Не раз приходилось читать про монахов-воинов известных монастырей старой Японии. Но при этом как-то не задумывался - а каким же образом они умудрялись сочетать в одно Путь Будды, который предполагает достаточно миролюбивый образ существования и Путь воина?

И в тоже время они сочетали оба таких образа существования достаточно естественно, что подтверждается многочисленными историями тех времен, когда и сами монахи, и окружающие не видели в том ничего необычного.

Заголовок: Re: Путь воина и путь Будды
Прислано участником oregu_budoniku на 21.03.08 в 20:23:36
Миролюбие, Путь Будды и Путь, например, Меча разве столь отличны?
Есть достаточно древнее высказывание.. точно не вспомню, кто сказал и, возможно недословно: Высшая цель Пути Меча состоит в том, чтобы обеспечить мир в стране.
В уже современность похожие фразы нередко произносил Морихэй Уэсиба, может я и ошибаюсь в последнем... Но общий смысл един. Соединения Тела, Разума и Орудия. И тогда не ты учавствуешь в битве, а Сущность.

Далее, ветвь Буддизма - Дзэн-Буддизм. Согласно этому учению все становится еще проще.
"Поднимая Меч- мы дарим Жизнь."

Заголовок: Re: Путь воина и путь Будды
Прислано участником Shangry на 24.03.08 в 15:13:48
В теории полностью согласен :-).
Но когда теория начинает претворяться в практику, т.е. в конкретные действия,   возникают... сложности.

Путь Будды не одобряет убийства - воин не может не убивать. В данном случае я не говорю про неких идеальных воинов, которые, по большей части, существуют в мудрых изречениях наставников - я говорю про повседневную жизнь.
Путь Будды не одобряет гнев - для воина это повседневность. По крайней мере на первых стадиях обучения, когда он еще не достиг требуемого уровня отстранения. На сколько же затянутся эти "первые стадии" - изрядно зависит от новичка. Многим так и не удается пройти сквозь этот порог.
Путь Будды не одобряет ложь и лицемерие - для воина во многих случаях это насущная необходимость. Не всегда и не во всяком случае, но не так уж и редко. Введение противника в заблуждение, а то и прямой обман его, в тактике и стратегии всех времен и народов почиталось за весьма  уважаемое дело.

Можно подобрать и другие примеры, но полагаю это каждый может и сам сделать.
Вот и любопытно, как же воины-монахи монастырей старой Японии умудрялись соединять в себе эти плохосочетаемые качества?

Заголовок: Re: Путь воина и путь Будды
Прислано участником oregu_budoniku на 24.03.08 в 21:11:42
я думаю, не соединяли в себе они такие качества.
Путь воина и гнев, уже не своместимые вещи. Монашеское общество и ложь с лицемерием - тоже. Плюс самураи в большинстве своем бились по чести, и стратегию ведения битвы не всегда можно назвать обманом. Японский менталитет, он другой и мне кажется, не стоит это забывать. В неяпонском мире то, о чем вы говорите - сплошь и рядом. Лицемерие, ложь, гнев и тп. К сожалению.
Я встречал людей, для которых порога такового не существовало уже в наше время. Такие люди - воины по жизни, воспитывая в себе честь и добродетели сразу после того как родительское воспитание теряло свою силу. Мне думается что в японии в то время почти каждый человек рождался уже воином.

Возьмите, к примеру, монахов дзэн-буддизма направления где было в норме накричать на ученика или ударить его? как такое сочеталось с Путем Будды? Люди становились просветленными таким образом...

Заголовок: Re: Путь воина и путь Будды
Прислано участником Shangry на 25.03.08 в 15:03:12
я думаю, не соединяли в себе они такие качества.
Однако же сама формула "монах-воин" предполагает именно такое соединение.
Человек, который с утра слушает изложение сутр и вместе с наставником разбирает сказанное, после этого идет в додзё, чтобы заняться очередным уроком кэмпо, а вечером изучает "Семикнижие" - как еще по-другому такое назовешь :-).
Это конечно несколько утрированное изложение, но суть происходящего вполне описывает.

Путь воина и гнев, уже не своместимые вещи.
На первых стадиях обучения - вполне совместимые. Очень многие новички в воинском искусстве просто не способны понять - как это можно сражаться с кем-то и не испытывать при этом ярости, гнева и так далее.
Потом они, разумеется, научаются, но это ж "потом" :-). Да и не все считают необходимым учиться отстраненности, многие так и остаются в первоначальном состоянии.

Монашеское общество и ложь с лицемерием - тоже
С одной стороны да, с другой как-то же умудрялись. Вот и любопытно - как же именно.

Плюс самураи в большинстве своем бились по чести, и стратегию ведения битвы не всегда можно назвать обманом.
Но речь-то идет не о самураях. Кодекс буси-до - это совсем отдельный разговор.

Японский менталитет, он другой и мне кажется, не стоит это забывать.
Я еще не встречал этнических менталитетов, которые было бы совершенно невозможно понять "человеку со стороны".
Японский тоже вполне понимаем - было бы хорошее и продуманное изложение.

Мне думается что в японии в то время почти каждый человек рождался уже воином.  
Перечитайте внимательно Эйдзи Ёсикаву. Там очень хорошо описана повседневная Япония как раз тех времен, о которых идет речь. Судя по его текстам люди в тогдашней Японии были всякие и разные.
Как впрочем и везде.

Возьмите, к примеру, монахов дзэн-буддизма направления где было в норме накричать на ученика или ударить его? как такое сочеталось с Путем Будды?
Дзэн-буддизм стал "буддизмом" относительно недавно, в изложении его для европейских "варваров" :-). Тогда же он назывался просто "дзэн" или "чань" (если в китайском варианте произношения).
И к учения Будды, как таковому, его суть имела достаточно косвенное отношение. Просто была нужна какая-то наработанная база, чтобы людей не "от нуля" учить. А Бодхидхарма был одним из учеников Будды - вот и взял привычно-знакомое.

Заголовок: Re: Путь воина и путь Будды
Прислано участником troske-nebosuke на 25.03.08 в 18:33:38

Quote:
Не раз приходилось читать про монахов-воинов известных монастырей старой Японии. Но при этом как-то не задумывался - а каким же образом они умудрялись сочетать в одно Путь Будды, который предполагает достаточно миролюбивый образ существования и Путь воина?

А это как и у нас. Живу, всем улыбаюсь, никому зла не желаю. Всем помогаю по мере сил и возможностей. А вот попадется пьяный хам в трамвае, который к девушке привязывается - так и суну кубаря по ноздрям, как учила Российская армия. Не уймется - еще и отфутболю в направлении дверей. И меня с моим буддизмом все уважают, и злодей задумается.
Кажется так...  ;D

Заголовок: Re: Путь воина и путь Будды
Прислано участником oregu_budoniku на 26.03.08 в 14:53:02
Еще немножко о том же :)

Quote:
я думаю, не соединяли в себе они такие качества.
Однако же сама формула "монах-воин" предполагает именно такое соединение.  
Человек, который с утра слушает изложение сутр и вместе с наставником разбирает сказанное, после этого идет в додзё, чтобы заняться очередным уроком кэмпо, а вечером изучает "Семикнижие" - как еще по-другому такое назовешь .
Это конечно несколько утрированное изложение, но суть происходящего вполне описывает.

Вы правильно сказали "монах - воин". Монахами либо рождались и вырастали, в монастыре, отсюда можно подумать, что формирование мышления зарождалось наставниками соответствующее. Или же второй вариант: воины после определенного времени жизни брили головы и уходили в монастыри от мирской суеты. Идеология уже была соответствующая у таких людей, мне думается.  

Что касается кэмпо или другого БИ, практиковавшееся монахами  - это доплнительный путь духовного развития. В старые времена нередки были нападения на храмы и монастыри - монахи должны были себя защищать. Сомнительно что монах выходил на улицу и занимался вещами, которые являлись несовместимыми с Путем Будды. а про Чань (Дзэн) его мощные ветви уже существовали в японии с 10-11 века. Особенно в монастырях.

Quote:
Путь воина и гнев, уже не своместимые вещи.
На первых стадиях обучения - вполне совместимые. Очень многие новички в воинском искусстве просто не способны понять - как это можно сражаться с кем-то и не испытывать при этом ярости, гнева и так далее.
Потом они, разумеется, научаются, но это ж "потом" . Да и не все считают необходимым учиться отстраненности, многие так и остаются в первоначальном состоянии.
В старые времена, зачастую те, кто не учился отстраненности сразу - погибали быстро. Эйдзи Ёсикава очень красиво писал, но далеко не все там правдоподобно. Насколько мне известно он не написал эталона мышления и жизни тех времен в полной мере, хотя отдельные подобные случаи, как он написал, несомненно существовали.

Мне понравилось как написал господин troske-nebosuke.
В моем мозгу не возникает противоречий между моим путем и путем Будды совершенно. Хотя и приходится иногда применять и грубую силу и гнев. Благо очень редко такое происходит, а часто плохие люди "чувствуют силу" какую-то. Может это Будда помогает? Ибо я далек от того, чтобы в любых ситуациях вести себя отстраненно :)

Заголовок: Re: Путь воина и путь Будды
Прислано участником Михаил на 28.03.08 в 17:37:57
   :)Я слышал историю о джайнах, обметающих перед собой метелкой путь, дабы не раздавить букашек.  :DИм в микроскоп показали - они все-таки давят, но не видят. Поначалу монахи были в шоке. :o Затем разбили микроскоп - и все по прежнему.  ;DТут, видимо, некая грань - между личными действиями и общепринятыми нормами, в рассматриваемом случае - буддийскими.  ??? Как те, так и иные могут принести и пользу и вред в зависимости от конкретной ситуации, смещения приоритетов, тчк фокусировки внимания. Тогда общепринятые нормы в буддийском мире - это что?  ??? 8) ???  Не обьясняя выдам свой вывод. Кажется Будда говорил, что брахманы - грамотны и их надо слушать. Чаще же случалось наоборот. Тогда учение Будды - путь спасения из той ситуации в которой оказалось (брахманнское) общество. Он нисколько не отменял ни те, ни иные проявления существования того или иного общества. Полагаю именно поэтому даосы считали буддистов паразитами, и именно поэтому чань стал скрытой традицией.
 Выод: если общество имеет *гнилые* нормы - то там разовьется буддизм , как форма самоприведения в порядок. И там будут ОСОБЫЕ нормы и правила. Как только общество приходит в порядок - необходимость в ........ непроявляется.
В реальности Кали-юги эта потребность постоянна. И буддизм (запад несколько иначе - христианство), поэтому видеть  и наблюдать себя в сложном и изменчивом мире каждый способен (и часть способности - как реализация ее) так как , пр пр,  :-[ :-Xспособен.



Форум Восточного портала » Проект дизайн-студии Индейское лето, 2000–2010