Форум Восточного портала (http://oriental.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl)
Страны >> Япония >> японские рукоделия
(Message started by: karto на 17.11.08 в 18:59:08)

Заголовок: японские рукоделия
Прислано участником karto на 17.11.08 в 18:59:08
    Доброе время суток всем. Хотел попросить всех помочь с традиционными японскими рукоделиями. Работаю в школе, надоело показывать на пальцах детям что и  как в Японии. Хочется проводить практические работы. Но
1. нужно найти материал для занятий
2. нужно знать, что делать.
    Пока нашел много всего про каллиграфию, мидзухики (ритуальные шнуры), оригами. Кое-что про суминагаши (краски по поверхности воды), про чайную церемонию, но не много. Есть кое-что про игры, но стандартный набор. Уважаемые посетители сайта, если не трудно поделитесь информацией. Чтобы можно было это делать с детьми, чтобы не очень сложно для 10-14 лет. Заранее багодарен.

Заголовок: Re: японские рукоделия
Прислано участником Van на 17.11.08 в 20:52:18
Не понятно, почему вы к рукоделиям относите каллиграфию, чайную церимонию, суминагаси (кстати, обратите внимание на то, как пишется это слово в соответствии с принятыми в России правилами транскрипции японских слов (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0)) и ещё и игры.


Quote:
РУКОДЕ'ЛИЕ, я, ср. только ед. Ручной труд, преимущественно женский (шитьё, вязанье и проч.)
Словарь Ушакова.

Про игры - тут рядом отдельная тема, а что конкретно ещё вам надо? Вязания традиционного в Японии нет в том виде, как это понимаем мы. Вышивание?  

Заголовок: Re: японские рукоделия
Прислано участником karto на 18.11.08 в 10:13:09
1. Слово "рукоделия" взято условно. Не знаю каким одним словом можно назвать и игры, и каллиграфию, и вязание ритуальных узлов, и изготовление новогодних поздравительных открыток.
2. Мои занятия будут носить популизаторский характер, общее представление о стране, рассчитаны на детей "поколения ПЕПСИ", поэтому "суминагаси" или "суминагаши" для меня совершенно непринципиально.
3. Если бы я знал, какие еще есть интересные вещи для занятия с детьми, я бы не обращался за помощью.
4. Благодарен за такой оперативный ответ.

Заголовок: Re: японские рукоделия
Прислано участником Goodkat на 18.11.08 в 12:15:56

Quote:
Мои занятия будут носить популизаторский характер, общее представление о стране, рассчитаны на детей "поколения ПЕПСИ", поэтому "суминагаси" или "суминагаши" для меня совершенно непринципиально.


"Я занимаюсь с детьми в кружке "Полярный медведь" русской культурой просто так, чтобы они составили общее представление о стране, поэтому "балалайка" или "барарайка" для меня непринципиально", -- сказала руководитель кружка в деревне Нижний Рисовопольск госпожа Танака.  ;D У вас так же получается.

Заголовок: Re: японские рукоделия
Прислано участником chudaster на 19.11.08 в 04:22:19

on 11/18/08 в 12:15:56, Goodkat wrote:
"Я занимаюсь с детьми в кружке "Полярный медведь" русской культурой просто так, чтобы они составили общее представление о стране, поэтому "балалайка" или "барарайка" для меня непринципиально", -- сказала руководитель кружка в деревне Нижний Рисовопольск госпожа Танака.  ;D У вас так же получается.
-- ;D ;D ;D респект!

Заголовок: Re: японские рукоделия
Прислано участником Van на 19.11.08 в 07:51:06
karto-сан, если бы вы рассказали, чем вообще вы занимаетесь на своих занятиях и что это за организация такая, возможно, людям было бы проще вам что-то предложить.
Что же касается популяризаторского характера ваших занятий, принципиально важно соответствие принятым нормам хотя бы потому, что вы распространяете какое-то знание. Распространение заведомо ошибочного знания не есть хорошо.

Заголовок: Re: японские рукоделия
Прислано участником karto на 19.11.08 в 18:11:02
Уважаемый Van. Организация наша называется школа. Преподаю я историю. Проходим, как правило, политическую историю, но гораздо интереснее дать детем какое-нибудь практическое занятие, что-то сделать самим, изучить , так сказать, через руки. Тогда у них останется ощущение от объекта, в данном случае страны. Когда-нибудь может буть они вернуться к ней самостоятельно. Перед этим работали над европейским Средневековьем. Набрал и игр, и различных техник наверно на 6-7 занятий по 40-50 минут. Теперь вот давно задуманный проект "Япония". Подробно изучать с детьми нет времени, у меня есть 2 занятия по примерно 40 минут. Хочу поиграть в традициооные японские игры, поплести шнуры кумихимо, купил наборя для каллиграфии и попробуем поупражняться в этом. Если получиться раздобыть краски, то и суминагаси тоже попробуем. Но уверяю Вас, НИКТО и НИКОГДА из школьников не запомнит как правильно произносить название этой техники. В этом возрасте это детям не надо. И не нужно убеждать меня в правильности или неправильности моей позиции. Поэтому если есть у Вас какие-нибудь еще идеи, которые бы не требовали больших финансовых затрат, но было бы интересно сделать с детьми и через 20-25 минут получить готовый результат, буду Вам очень признателен.

Заголовок: Re: японские рукоделия
Прислано участником Van на 19.11.08 в 18:59:59
Замечательно, что в общеобразовательной школе кто-то таким занимается. Я просто сомневался в такой возможности, потому попросил уточнить место. Средневековая история - это, кажется, 6й класс?  
Насчёт названий я всё же с вами не соглашусь. Хотя бы потому, что сам неплохо помню свою школу. К примеру, словечко "дзэн-буддизм" у меня в голове отложилось классе в 7м, хотя толком что это такое я узнал только через несколько лет после. Память - очень занятная штука, она сохраняет гораздо больше, чем нам кажется.  
Потом, важность названий всё равно остаётся не зависимо от того, запомнят ли его или нет.
Вы же рассказываете детям, к примеру, что в Англии одно время имели силу не "траде унионы" (ведь именно так по буквам получается "trade union"), а тред-юнионы (это словечко я тоже помню из учебников истории).
Видите ли, я по образованию и работе - преподаватель японского и английского, потому не подумайте, что я вам вещаю просто с какой-то чужой колокольни.  

Из идей могу предложить следующее. Как я понял, вам нужны не рукоделия, а просто традиционные японские занятия, способы времяпровождения.
Возьмите простые бумажные складные веера, думаю, в Москве с ними проблемы не должно быть. Или пусть ученики сами попробуют сделать. Можно совсем просто сложить бумагу гармошкой и свести её с одной стороны.
На веерах в Японии (и Китае с Кореей) издавна писали стихи, письма, просто высказывания или иероглифы. Если вы будете показывать каллиграфию (кстати, интересно было бы на это посмотреть), то можно сразу писать на веерах. Можно предложить сочинить хайку (это раньше проходили по литературе классе в 8м, наверное) и написать на веерах, устроить турнир, как делали в старину в Японии. Тут на форуме и вообще в сети по хайку много информации.  
Далее с готовыми веерами можно поиграть в нечто вроде наших пантомим. Один ученик с помошью сложенного или развёрнутого веера молча показывает какой-нибудь повседневный пример и действия с ним, остальные должны угадать, что это. Пусть попробуют изображать японские вещи. По-японски эта забава называется МИТАТЭ 見立て.
Для наглядности пример:
http://jp.youtube.com/watch?v=_SQR09d362k&feature=related
Мотайте на 3:15, там с помошью веера показываются палочки для еды и процесс поедания лапши. То, что он там при этом рассказывает - не важно, главное - сам принцип действия.
Пример 2:
http://jp.youtube.com/watch?v=xfSRfI_7iOg
Мотаем на 4:02 - веер изображает кисть (или ручку, если угодно) которой пишут (сверху вниз, естественно).

Заголовок: Re: японские рукоделия
Прислано участником Goodkat на 19.11.08 в 19:43:50

Quote:
Но уверяю Вас, НИКТО и НИКОГДА из школьников не запомнит как правильно произносить название этой техники.

То, что я хочу сказать, относится не конкретно к karto-сан, так как тот факт, что Вы стараетесь заинтересовать детей, привнести какое-то разнообразие в занятия, это огромный плюс в Вашу пользу. Но все же я бы не стала так относиться к тому, что Вы даете детям. Даже если один из всех запомнит, как это называется, это уже Ваша победа. А в ходе вот таких практических занятий все запоминается быстрее и лучше, чем на скучном уроке. Вот когда преподаватель считает, что "им это все равно не нужно", "все равно никто не запомнит", и получается, что человек приходит домой и рассказывает, что все, что было на занятиях -- полная туфта, не понимаю, кому это вообще нужно. Это как информатика в лингвистических вузах, все помнят. Преподаватель понимает, что никто ничего не поймет, не запомнит, и никому это в целом не интересно. Студенты понимают, что преподаватель относится к ним именно так, и отсюда их отношение к предмету. Если человек сам горит тем, что несет другим, это видно и сразу заинтересовывает. И кто-то все равно это запомнит. Хоть один, хоть двое. Я тоже иногда люблю рассказать что-нибудь страноведческое на занятиях по грамматике. И это полезно, кто-то что-то запомнит, кто-то придет домой и прочитает еще больше, чем я сказала. Но давать заведомо некорректную информацию, или просто непроверенную, это как-то не очень, согласитесь. Ведь запомнят же и проверят, не сомневайтесь.

Заголовок: Re: японские рукоделия
Прислано участником karto на 19.11.08 в 20:46:55
Уважаемый Van. Вот это то, что мне нужно. Большое спасибо. По поводу каллиграфии я конечно не могу быть специалистом, но я и не претендую и не ставлю такую цель. Главное дать подержать детям палочку туши, чтобы они попробовали ее растереть сами, попробовали кистью провести по бумаге. Сама бумага рисовая, она не какая, как у нас. Подержать ее в руках. Вот он кайф-то.
      А может быть Вам придут еще мысли в голову? Я вот никак не могу найти про изготовление фонаря из бумаги. Заранее благодарен.

 Для Goodkat. А не могли бы Вы что-нибудь по теме добавить. Свою позицию Вы уже четко обозначили в первый раз.



Форум Восточного портала » Проект дизайн-студии Индейское лето, 2000–2010