Восточный портал [oriental.ru]

Главная
Рейтинг
Форум
Книги
Новости

Тексты
Изображения
Разное



Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите: Вход || Регистрация.               24.04.24 в 23:42:16

Главная Правила Поиск Участники Карта Вход Регистрация
Форум Восточного портала «Психология в БИ»
дизайн студия, логотипы, дизайнерские визитки, экслибрисы, фирменный стиль, иллюстрации, каллиграфия реклама на Восточном портале реклама на Восточном портале реклама на Восточном портале
   Форум Восточного портала
   Интересы
   Боевые искусства

   Психология в БИ
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страницы: 1
Ответить Послать тему Печатать
   Автор  Тема: Психология в БИ  (прочитана 1461 раз, 11 ответов)

Violette
Новичок
женщина *
Сообщений: 17
Карма: 0
Belarus 
   


Психология в БИ
написан: 12.10.03 в 08:35:47
ЦитироватьПравить

Хочу поднять вопрос по психологической подготовке в боевых искусствах, как в спортивных, так и в прикладных. Насколько необходима профессиональная подготовка, т.е. когда ПП занимаетсе не тренер (или не только тренер), а профессиональный психолог? И как много внимания нужно уделять психологической подготовке бойца?

0
Изучение воинских искусств делает умного человека еще умнее, а глупого — не столь безнадежным. Зарегистрирован

Алтынбек
Гость


Почта
Re: Психология в БИ
Ответ #1 написан: 13.10.03 в 16:04:58
ЦитироватьПравить

12.10.03 в 08:35:47, Violette писал(а):
Хочу поднять вопрос по психологической подготовке в боевых искусствах, как в спортивных, так и в прикладных. Насколько необходима профессиональная подготовка, т.е. когда ПП занимаетсе не тренер (или не только тренер), а профессиональный психолог? И как много внимания нужно уделять психологической подготовке бойца?

Я не профессиональный психолог, но возможно мой ответ вам что-то разъяснит...
 
Хороший тренер, это и есть "профессиональный" психолог в своей сфере, каким бы его образование ни было... Сравните, скажем "профессиональные" воры и бандиты, сыщики и артисты — психологи? Да, но они не "профессиональные", то есть не "дипломированные" психологи. Так ведь?  
 
"Дипломированный" психолог всеже может помочь, но в основном начинающему тренеру, и скорее не с позиций ПП, а КОММУНИКАЦИИ. Известно, что многие бойцы, имея хорошую ПП, становятся тренерами-инструкторами и "губят" своих учеников психологически... Здесь помощь психолога неоценима в разъяснении "боевику-инструктору" принципов педагогики, психологии и даже физиологии.  
 
Если брать ученых-психологов, то они и так хорошо помогают своими публикациями и семинарами.  
 
В общем, работать психологу скорее нужно с офицерами/тренерами/инструкторами, затем с солдатами/спортсменами/бойцами по наработке навыков БИ (а работа с последними будет считаться полезной "роскошью").  
 
Алтынбек  8,)

Зарегистрирован

Violette
Новичок
женщина *
Сообщений: 17
Карма: 0
Belarus 
   


Re: Психология в БИ
Ответ #2 написан: 13.10.03 в 17:47:45
ЦитироватьПравить

2Алтынбек
 Мне приходилось встречать разных тренеров. В принципе, хороших. И бойцы у них есть очень хорошие. (Я касаюсь только жестко-контактных единоборств.)  Но многих учеников они просто потеряли по той простой причине, что пытались  мерить всех одной меркой, т.е. у них полностью или частично отсутствует индивидуальный подход (а это, на мой взгляд, один из ключевых моментов ПП). Далее, тренера пользуются, как правило, ограниченным количеством методов (в том случае, если нет какой-то дополнительной подготовки): убеждение, объяснение, личный пример или пример  товарищей по секции, сравнение и т.п. Т.е. дальше обычного словесного воздействия, как правило, не идет. А люди-то разные бывают. И способности у всех разные, и восприятие у всех разное. И это уже не проблема коммуникации. Опытные или талантливые тренера некоторые вещи делают интуитивно. Но это тоже не всегда лучший выход. Потому что проблем у учеников возникает много и всяких разных.  
Кстати, многие тренера отказываются от профессиональной помощи, мотивируя тем, что они и так все знают, их так учили, и они так учат, начинают говорить о традициях и т.д. и т.п. Но они, как правило, боятся (часто даже не осознавая этого), что таким образом как бы признают свою некомпетентность и несостоятельность. Хотя помощь специалиста отнюдь этого не подразумевает.  
Между прочим, в восточных единоборствах, особенно тех, которые имеют многовековую историю, есть много методов работы с учениками (по части ПП), которые перекликаются с современными западноевропейскими методиками. Они решают одни и те же проблемы,  похожи по методам воздействия на психику, только подаются по-разному. Только опять же, тренера (не все, конечно же) то ли не понимают, какими средствами воздействия располагают, то ли не умеют ими пользоваться. И я считаю, что объяснять такие вещи надо не только тренерам, но и ученикам, только в чуть меньшем объеме, так сказать, на уровне их понимания. И вполне целесообразно пользоваться помощью специалиста. В конце концом, мы живем не в 10 веке, должен все-таки быть какой-то научно обоснованный подход. Изучают же биомеханику, объясняют ученикам почему это движение или прием делается именно так, а не иначе (или у вас не объясняют? подмигивает) . А психика – вещь еще более тонкая, и требует аккуратного к себе отношения.  
 8,)    

0
Изучение воинских искусств делает умного человека еще умнее, а глупого — не столь безнадежным. Зарегистрирован

Владислав Габайдулин
Гость


Почта
Re: Психология в БИ
Ответ #3 написан: 13.10.03 в 21:19:05
ЦитироватьПравить

Будо без психотреннинга — вообще не Будо. Изучая технику и тактику боя, человек готовится использовать полученные навыки в стрессовой, экстримальной ситуации. Стресс автоматически вносит изменения в физическом и психологическом состоянии человека: изменяются ритм дыхания и работа сердечно-сосудистой деятельности, кровь приливает к скелетным мышцам, повышается мышечный тонус, появляется тремор пальцев и т.д. Неподготовленный человек воспринимает комплекс психофизичеких изменений как "мондраж", и часто люди с прекрасной техникой в реальной ситуации не способны даже к вербальному сопротивлению. Как вы будите решать эту проблему? — словами типа: "Не дрефь, ты же мужик!"?  
Другой момент... Ученик напряженный/деревянный, при любом приёме тратит 50% всей имеющейся у него энергии. Как научить расслабляться? Как, наоборот, научить ученицу вкладывать max. силы и энергии?
Если Ваш учитель учит только технике, то этого не достаточно. Вообще это чисто западный подход — разделять на телесное и психическое, причем в нашей стране тренера часто воспитывались на советском спорте. Но спорт- это спорт, а Будо — это Будо, и это разные вещи. Практика медитации в восточных боевых искусствах — это не религия, а необходимый психотреннинг.  Пусть простят меня люди, практикующие не "соревновательные" виды единоборств, именно они обычно оказываются менее подготовленными к бою психологически. Соревнования ограничены по правилам, арсеналу, тактике и т. п., но дают опыт стресса. Если их нет, то и опыта нет. Например, в айкидо обычно царит такая атмосфера взаимной любви и понимания на тренировках (что, конечно, хорошо), что люди становятся не способными "ударить человека по лицу".
 И последнее, психологическая подготовка необходима для прикладных аспектов боевых искусств, но если Вы принадлежите к людям, которые видят в Будо нечто большее, чем искусство драться, на одной "физике" далеко не уедишь.
          Профессиональный психолог.

Зарегистрирован

Алтынбек
Гость


Почта
Re: Психология в БИ
Ответ #4 написан: 14.10.03 в 11:21:14
ЦитироватьПравить

13.10.03 в 17:47:45, Violette писал(а):
...Но многих учеников они просто потеряли по той простой причине, что пытались  мерить всех одной меркой..

Именно об этом я и написал...
 
13.10.03 в 16:04:58, Алтынбек писал(а):
..Известно, что многие бойцы, имея хорошую ПП, становятся тренерами-инструкторами и "губят" своих учеников психологически... Здесь помощь психолога неоценима в разъяснении "боевику-инструктору" принципов педагогики, психологии и даже физиологии...

Алтынбек  закатывает глаза

Зарегистрирован

Алтынбек
Гость


Почта
Re: Психология в БИ
Ответ #5 написан: 14.10.03 в 11:32:49
ЦитироватьПравить

Господа дипломированные психологи, на мой взгляд в восточных БИ проблему ПП проходят не с точки зрения "владения собой" в экстремальной ситуации, а с точки зрения "привыкания" к правильным действиям в ней.  
 
Небольшая иллюстрация, которая может немного намекнуть на то что я имею ввиду.
 
02.10.03 в 15:12:15, Алтынбек писал(а):
...Тренироваться "без устали / до приятной усталости" для меня означает следующее:  
 
Этап 1 (Земля). Без телесной устали — уже обсуждено выше. Причем, пот может и при "приятной усталости" устилать пол (как в баню сходить... освежиться  радостный).  
 
Этап 2 (Человек).  
Без психологической устали. Это означает ту ситуацию, когда вы можете удивляться терпению гунфуиста "тесать камень иголкой"… то есть, "большое терпение" — глядя со стороны. На самом деле, (н.м.в.) гунфуисты народ такой же нетерпеливый как и все люди, ведь живой человек все же…  
Разрешение же кажущегося парадокса кроется в том, что гунфуист "тешет камень иголкой" (причем годами) не на основе (!) насилия над собой. А на основе чего? На основе интереса!  
 
Правило №2 для начинающего гунфуиста:
 
"Во всем необходимо иметь/искать ЖИВОЙ ИНТЕРЕС"

… даже в одном и том же движении и даже через годы. Что для этого нужно? Для этого необходимо не зацикливаться на преднамеренной задаче движения. То есть не нужно изучать удар как "удар", блок как "блок", скорее как некие кратковременно не понятные, но естественные для студента движения.  
 
Часто тренировки начинаются на первый взгляд с отвлеченной игры. Затем идет разъяснение как те или иные движения используются в комплексе. Например, "отбросить (пулей, пушечным ядром) мячик обратной стороной руки (руки, т.е. прокатывая (не "ударяя") от плеча до кисти) методом "теннисной ракетки", а точнее "хлыста"… улыбается в ТЦЦ подводя к пэн-цзинь (1 этап). Для "жестких" ушу (1 этап), например, для начального зарождения тин-цзинь предлагается играть с мягкой игрушкой, которую вы 'легко' боксируете (пэнь-цзинюете) против стенки. Игрушка отскакивает непредсказуемо, а гунфуист должен ее "бортануть" обратно в стенку. Но это все игры первого этапа.  
 
Мысль в том, чтобы добиться ИНТЕРЕСА для каждого движения (даже 'животного' интереса: в этот момент у студента глаза приобретают особый 'зверинно-внимательный' блеск).  
 
Поэтому, на этапе 2 (Человек) необходимо сохранять "соки" (живого, практически 'звериного') интереса. Вот тогда каждое движение 'иглой по камню' не надоест, а мастерство руки возрастет в геометрической прогрессии.  
 
Иными словами — можно задаться целью "попасть иглой в точку" на камне, или "нарисовать картину", или… или… а это "или" уже третий этап.  
 
Этап 3 (Небо).  
Мысль необходимо окультуривать и научить студента объезжать свой мыслительный процесс как дикого скакуна. Отделять грязное 'животное' от грязного (путанного) 'духовного', что бы затем соединить их в синергической чистоте. А это уже образ жизни, мировоззрение или идеология гунфу.  
 
Кстати, навыки "коммуникации" из этой оперы, ведь здесь вы структурируете свои мысли в определенном (понятном) порядке для собеседника. Без этого ваши мысли неуправляемы, а посему бесполезны, как дикие животные. Ими можно в 'лучшем случае' любоваться.  
 
Именно гибкий, но координированный мыслительный процесс этапа 3 и будет выдавать тренеру идеи для оживления интереса студентов (помните 'игры с животными', ходьба или тренировки на 'краю скалы (столбах)', 'поймать руку/ногу учителя', и т.п.?)… приводящих к (живому/телесному) пониманию цзинь и сохранению "соков".  
 
Практически я сказал, что "И" на начальном (!) этапе освоения означает — 'телесное мышление'. И что тело может мыслить. И что настоящее гунфу, это тренировать 'мыслящее' тело! Как вы думаете, ЧТО великому танцору помогает придумывать новые танцы? улыбается — что плохому-то мешает мы знаем…подмигивает  
 
Это означает, что термин "высшая нервная деятельность" или "высшая нервная система" может относиться ко всей нервной системе гунфуиста, поскольку его тело — мыслит.  
 
Конечная фаза тренировки "И" на этапе III, это научить студента мыслить, точнее,  ИССЛЕДОВАТЬ гунфу самостоятельно. Это и будет означать "поставить на ПУТЬ" ПОЗНАНИЯ/освоения гунфу. А правильный ПУТЬ самостоятельного освоения гунфу — это учиться у ПРИРОДЫ (или ВСЕЛЕННОЙ).  
 
Что такое "учиться у природы" отдельная тема. А пока:
 
(1) приятная усталость — "начальное ци",  
(2) живо[тны]й интерес — "начальное цзин",  
(3) телесное мышление — "начальное И".  

С уважением,
 
Алтынбек закатывает глаза

Зарегистрирован

Spiderway
Гость


Почта
Re: Психология в БИ
Ответ #6 написан: 14.10.03 в 16:28:20
ЦитироватьПравить

13.10.03 в 17:47:45, Violette писал(а):

Между прочим, в восточных единоборствах, особенно тех, которые имеют многовековую историю, есть много методов работы с учениками (по части ПП), которые перекликаются с современными западноевропейскими методиками.

 Да, в чем то перекликаются. Только проблема в том, что те самые современные западноевропейские методики отстали от восточных (не европейских) веков этак на 25 — 30. И это не плохо, просто европейский путь развития отличается от восточного прежде всего целями развития. Кто то развивал технику и жег на кострах потенциальных "мастеров цигун", а кто то занимался вопросамивнутреннего развития. Сейчас культуры начали интегрироваться, и по моему мнению, это европейцам надо учиться методикам психотренинга, как японцы в свое время научились у европейцев разным техническим штукам.
 Серьезная школа БИ и так обладает всеми физическими и психологическими приемами подготовки учеников. А несерьезная школа... В основном это подстраивание восточных методик под потребности европейцев. В данном случае народу хочется развлечений, эзотерики, модных наворотов и т.д.
 
 И персональный вопрос к Алтынбеку. Что в твоем понимании означают слова "учиться у Природы"? Это действительно очень интерессный вопрос.

Зарегистрирован

ayame
Новичок
не определено *
Сообщений: 7
Карма: 0

   
Я люблю форум Восточного портала!

Re: Психология в БИ
Ответ #7 написан: 14.10.03 в 21:52:23
ЦитироватьПравить

" В конце  
       концом, мы живем не в 10 веке, должен все-таки  
       быть какой-то научно обоснованный подход. "
 
Есть вещи, которые научно обосновать очень сложно ( и не стоит). И кто сказал, что наука — это та призма, через которую их стоит воспринимать?
 Если кто-то из присутствующих психолог, он, возможно, знаком с попытками Юнга и Фромма "пересказать" дзэнские психотехники (которые, на мой взгляд, подразумеваются, когда мы говорим о психологии боевых искусств). Результат получился ... своеобразный...     показывает язык
Я учусь на психфаке, и это был мой сознательный выбор. Но занятия боевыми искусствами, сама практика, для меня нечто другое. Они соотносятся как наука и жизнь — жизнь без науки — возможна, а вот наука без жизни...  
В общем, я сомневаюсь в возможности успешного применения европейской психологической науки и европейских же бытовых понятий о психологии к БИ (хотя в качестве эксперимента это интересно, и вдруг что получится... никогда не знаешь наверняка: улыбается)  
Просто надо осознавать, что, например, ощущение (или восприятие, уж и не знаю, как лучше) правильно выполненной техники непередаваемо словами и имеет мало общего с понятием "ощущение" в психологическом словаре, в любом его значении.    
А из преподавательского опыта (правда, не БИ) я вынесла то, что коммуникации, индивидуальный подход итд, итп — это замечательно, но главное — некая "синхронизация сознания" с аудиторией. Если она есть, то даже отсутствие подготовки не мешает, а если нет — не поможет почти ничего... А человек, серьезно практикующий боевые искусства, как раз способен гибко менять свое сознание в соответствие с потребностями учеников и их индивидуальностью, но не подходя к каждому с отдельным планом обучения, а делаясь адекватным всей ситуации тренировки. Которая  и складывается из уровня подготовки учеников, их количества итд.  
В общем, СПОНТАННОСТЬ и ИСКРЕННЕЕ желание научить!
 

0
Зарегистрирован

Dima C
Гость


Почта
Re: Психология в БИ
Ответ #8 написан: 15.10.03 в 12:23:31
ЦитироватьПравить

13.10.03 в 17:47:45, Violette писал(а):
2Алтынбек
Между прочим, в восточных единоборствах, особенно тех, которые имеют многовековую историю, есть много методов работы с учениками (по части ПП), которые перекликаются с современными западноевропейскими методиками. Они решают одни и те же проблемы,  похожи по методам воздействия на психику, только подаются по-разному. Только опять же, тренера (не все, конечно же) то ли не понимают, какими средствами воздействия располагают, то ли не умеют ими пользоваться. И я считаю, что объяснять такие вещи надо не только тренерам, но и ученикам, только в чуть меньшем объеме, так сказать, на уровне их понимания. И вполне целесообразно пользоваться помощью специалиста. В конце концом, мы живем не в 10 веке, должен все-таки быть какой-то научно обоснованный подход. Изучают же биомеханику, объясняют ученикам почему это движение или прием делается именно так, а не иначе (или у вас не объясняют? подмигивает) . А психика – вещь еще более тонкая, и требует аккуратного к себе отношения.  
 8,)    

 
 
согласен, что тренер  должен быть хорошим психологом..  ведь если это серьезные занятия, то он берет на себя ответственность в том числе за духовное развитие ученика, а не только учит выполнять пару движений..   кстати те методы работы с учениками, которые использовались  в древности могли уже несколько устареть..
в традиционных подходах , как мне кажется, все слишком консервативно.. там мало что объясняют, почему это делается так, и на что направлено упражнение...  предполагается, что через какое-то время, иногда через несколько лет, ученик сам почувствует (возможно..)  , но по-моему понимание не может повредить, а наоборот сделало бы процесс быстрее.. и дало бы возможность ученику выбирать, что ему нужно , а что нет..

Зарегистрирован

MH
Новичок
не определено *
Сообщений: 8
Карма: 0
Russia  Москва
   
осс!

Re: Психология в БИ
Ответ #9 написан: 27.11.03 в 11:46:55
ЦитироватьПравить

В этом как раз заключается разница между тренером и учителем, между "до" и "дзюцу".
Хороший учитель, за которым стоят десятилетия и столетия "традиции", должен быть и хорошим психологом. Насчет "профессионализма" — неужели диплом является признаком профессионала? Диплом, а не опыт? Напомню, что диплом можно получить за 5 лет обучения в ВУЗе. Чтобы получить всего лишь черный пояс в каратэ требуется около 5 лет, но тот же "шодан" не всегда является даже ассистентом! Нужны годы и годы, чтобы стать учителем. Для получения 4 Дана (а это — минимальный уровень в большинстве школ каратэ для того, чтобы ИМЕТЬ ПРАВО ! называться "учителем") требуется как минимум 15 лет занятий! И все эти 15 лет постоянно сталкиваться с психологическими вопросами, с психологическими проблемами, учиться решать их. 15 или 5? Кто более профессионален?
Кстати, это вообще интересный вопрос — сейчас можно в физкультурном ВУЗе за 5 лет получить диплом "тренера по боевым искусствам". Что это как не профанация БИ? Что это как не дискредитация звания УЧИТЕЛЯ БОЕВЫХ ИСКУССТВ?

0
Зарегистрирован

Agan
Новичок
мужчина *
Сообщений: 23
Карма: 0
Ukraine  Харьков
   


Re: Психология в БИ
Ответ #10 написан: 31.07.04 в 14:19:10
ЦитироватьПравить

13.10.03 в 17:47:45, Violette писал(а):
2Алтынбек
      Мне приходилось встречать разных тренеров. В принципе, хороших. И бойцы у них есть очень хорошие. (Я касаюсь только жестко-контактных единоборств.)  Но многих учеников они просто потеряли по той простой причине, что пытались  мерить всех одной меркой, т.е. у них полностью или частично отсутствует индивидуальный подход (а это, на мой взгляд, один из ключевых моментов ПП). Далее, тренера пользуются, как правило, ограниченным количеством методов (в том случае, если нет какой-то дополнительной подготовки): убеждение, объяснение, личный пример или пример  товарищей по секции, сравнение и т.п. Т.е. дальше обычного словесного воздействия, как правило, не идет. А люди-то разные бывают. И способности у всех разные, и восприятие у всех разное. И это уже не проблема коммуникации. Опытные или талантливые тренера некоторые вещи делают интуитивно. Но это тоже не всегда лучший выход. Потому что проблем у учеников возникает много и всяких разных.  
Кстати, многие тренера отказываются от профессиональной помощи, мотивируя тем, что они и так все знают, их так учили, и они так учат, начинают говорить о традициях и т.д. и т.п. Но они, как правило, боятся (часто даже не осознавая этого), что таким образом как бы признают свою некомпетентность и несостоятельность. Хотя помощь специалиста отнюдь этого не подразумевает.  
Между прочим, в восточных единоборствах, особенно тех, которые имеют многовековую историю, есть много методов работы с учениками (по части ПП), которые перекликаются с современными западноевропейскими методиками. Они решают одни и те же проблемы,  похожи по методам воздействия на психику, только подаются по-разному. Только опять же, тренера (не все, конечно же) то ли не понимают, какими средствами воздействия располагают, то ли не умеют ими пользоваться. И я считаю, что объяснять такие вещи надо не только тренерам, но и ученикам, только в чуть меньшем объеме, так сказать, на уровне их понимания. И вполне целесообразно пользоваться помощью специалиста. В конце концом, мы живем не в 10 веке, должен все-таки быть какой-то научно обоснованный подход. Изучают же биомеханику, объясняют ученикам почему это движение или прием делается именно так, а не иначе (или у вас не объясняют? подмигивает) . А психика – вещь еще более тонкая, и требует аккуратного к себе отношения.  
 8,)    

Одна из причин того, что тренера отказываются от помощи психолога заключается в том, что психолог пытается вывести собеседника "на чистую воду", но результат не сказать, метод не открыть.... Вам знакома ситуация, когда 99% пси-пациентов не знают своих диагнозов. Это у нас повелось давно, но верно ли это? Если Вы хотите помочь такому тренеру, то лучше расскажите ему сам метод, а он сам поставит себе диагноз и сам всё подкорректирует. 99% всех психологов и психиатров на это не пойдут. С точки зрения советской психиатрии многие вещи трактовались как психопатия.... Многие тренера это помнят и не хотят это повторять... Из моего опыта скажу, что многие психиатры имеют низкие моральные нормы, скрытые комплексы власти.... Но мне встречались настоящие проф. в этом деле и польза от них была огромная. Но только вероятность попасть на такого спец. весьма мизерная.
Всем Удачи!

0
Зарегистрирован

Agan
Новичок
мужчина *
Сообщений: 23
Карма: 0
Ukraine  Харьков
   


Re: Психология в БИ
Ответ #11 написан: 02.08.04 в 16:40:13
ЦитироватьПравить

У меня есть деловое предложение. Поскольку есть на форуме люди с психол. образованием, давайте проведём беседу на страницах форума! Например, я лично буду задавать какие-либо вопросы, а Вы будете отвечать с точки зрения Вашей профессии.... Как думаете? Возможно, с этого что-то путнее выйдет....

0
Зарегистрирован
Страницы: 1
Ответить Послать тему Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »








   реклама на Восточном портале

   Bumali Project

   реклама на Восточном портале






















Создание, поддержка и графический дизайн Восточного портала: «Indian Summer Studio»