Восточный портал [oriental.ru]

Главная
Рейтинг
Форум
Книги
Новости

Тексты
Изображения
Разное



Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите: Вход || Регистрация.               19.04.24 в 14:04:16

Главная Правила Поиск Участники Карта Вход Регистрация
Форум Восточного портала «Внешние и внутренние образы в практике цигун»
дизайн студия, логотипы, дизайнерские визитки, экслибрисы, фирменный стиль, иллюстрации, каллиграфия реклама на Восточном портале реклама на Восточном портале реклама на Восточном портале
   Форум Восточного портала
   Интересы
   Восточная медицина
(Ведущий: Arthur)
   Внешние и внутренние образы в практике цигун
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страницы: 1
Ответить Послать тему Печатать
   Автор  Тема: Внешние и внутренние образы в практике цигун  (прочитана 2075 раз, 5 ответов)

Unn
Начинающий
мужчина **
Сообщений: 181
Карма: 1
Russia  Москва
Почта   


Внешние и внутренние образы в практике цигун
написан: 29.11.05 в 16:56:02
ЦитироватьПравить

Психологические феномены практики ци гун
11.12.2000 0:00 | Брэйн.ру  
    В настоящее время наблюдается повышенный интерес к различным системам восточных психофизиологических практик, в том числе и к их китайской разновидности — ци гун. Открывается многочисленные школы и секции, прилавки завалены огромным количеством литературы, как правило, популярного содержания.  
 
Подобное распространение релаксационных практик среди населения, безусловно благоприятно, но имеет и негативные последствия, связанные, большей частью, с низкой квалификацией преподавателей, начинающих свою "учительскую" деятельность не имея необходимых опыта и знаний. Зачастую, излишне мистифицируя как саму практику, так и связанные с ней изменения в сознании и организме практикующих, они создают устойчивые "иллюзии", которые в традиционных (китайских) источниках считаются препятствием на пути совершенствования.  
 
Попробуем разобрать некоторые феномены (проявления), связанные с практикой ци гун, с точки зрения психофизиологии и психологии, не принимая в расчет традиционные аспекты, но не в силу их некорректности, а в силу большой специфичности языка их описания.  
 
Для удобства разбора феноменов введем условную классификацию:
 
Феномены, возникающие непосредственно во время практики ци гун, затрагивающие больше психофизиологическую сферу.
Феномены отсроченного действия, больше затрагивающие психическую сферу.
 
Разберем сейчас первую группу феноменов на примере упражнения "ян ци" (вскармливание ци) для конкретной иллюстрации. Не вдаваясь в концепцию самого упражнения, кратко опишем его выполнение. Занимающийся садится в любую позу (на стуле, по-турецки или в позу лотоса) с прямой спиной, руки кладет ладонями на область пупка, накрывая одну руку другой; при этом практикующий представляет себе в глубине живота под ладонями теплый красный шар, размером примерно с апельсин. Глаза должны быть закрыты.  
 
Во время выполнения это упражнения, искусственно создаются условия контролируемой (произвольно прерываемой) сенсорной депривации, т.е. закрытые глаза обуславливают прекращение получения стимулов визуальной модальности, тихое место для практики или тихая привычная музыка — аудиальной модальности, привычная и неподвижная поза — тактильной, привычные курительные палочки — обонятельной. Особое значение имеют именно привычные или обычные стимулы, так как неизменный стимул, во- первых: вызывает привыкание и перестает восприниматься как тревожащий, а во-вторых: создает внешние условия, ассоциируемые с занятиями, и способствующие более быстрому достижению требуемого состояния сознания.  
 
Далее, при выполнении "ян ци", практикующий представляет себе конкретный образ, гештальт или паттерн, красного теплого шара. Красный цвет и тепло обычно ассоциируются у человека вместе, поэтому образ именно такой бимодальности легче всего представить. Поскольку в поле сознания имеется определенный образ, то в коре головного мозга должен возникать очаг или несколько возбуждения (доминанта), что подтверждается ЭЭГ исследованиями практикующих ци гун. Причем стабильность этой доминанты должна увеличиваться вместе с опытом (тренированностью) практикующего.  

0
esse quam videri
Зарегистрирован

Unn
Начинающий
мужчина **
Сообщений: 181
Карма: 1
Russia  Москва
Почта   


Re: Внешние и внутренние образы в практике цигун
Ответ #1 написан: 29.11.05 в 16:56:40
ЦитироватьПравить

Итак, мы имеем два фактора: условия сенсорной депривации и одну или несколько стабильных доминант в коре головного мозга. Показанно, что в условиях депривации будет происходить растормаживание коры, которое обычно может проявляется в виде галлюцинаций (не соответствующих действительности, но воспринимаемых сознанием), причем в любом виде: тактильные ощущения (ползанье мурашек, теплые потоки и т.п.), зрительные (световые вспышки, лица, люди и т.п.), звуковые (шумы, музыка, голоса) и проч. Однако "созерцание" определенного образа, обеспечиваемое соответствующими ему доминантами в коре головного мозга могут вызывать латеральное торможение коры. Таким образом имеются две противоположно направленные тенденции — к растормаживанию коры и к затормаживанию.  
 
Если практикующий будет "увлекаться" различного рода образами и галлюцинациями (а такие "увлечения", к сожалению, даже поощряются некомпетентными инструкторами, которые интерпретируют их как разного рода особые проявления, "открытие каналов" и проч.), то он будет, с одной стороны, отвлекаться от основного образа, а ведь именно четкое его удержание в поле сознания является традиционным критерием правильности выполнения данного упражнения.  
 
С другой стороны, при условии сильного контроля образа возможен процесс общей генерализации коры, когда в процесс "созерцания" вовлекаются все большие участки коры, что будет приводить вместо расслабления к перевозбуждению.  
 
Таким образом, при выполнении такого рода упражнений необходимо избегать крайностей как слишком сильной концентрации, так и увлечения различного рода феноменами, что в восточной традиции выражается в концепции соблюдения баланса полярных сил инь-ян.  
 
Как видно из вышеизложенного, традиционные требования к строгости выполнения упражнений находят подтверждение и в свете современных взглядов на психофизиологию особых (медитативных) состояний сознания.  
 
О феноменах отсроченного воздействия релаксационных техник мы поговорим в следующей статье (см. н [ ссылки доступны для участников. реклама на форуме платная ]).  
 
Лобусов Е. В. 2000
 
 
От себя добавлю, что называть возникающие образы и ощущения галлюцинациями — грубая ошибка автора статьи. Которая, возможна, сделана намеренно — с целью создать напряжение и "жареный" оттенок материала. (Если принять данное автором определение, то придется признать. что сны также являются галлюцинациями, как и внутренние образы при любой творческой деятельности).
Ощущения при энергетических практиках называются по научному, сенестезиями (тактильные), фотопсиями (зрительные). И то, поскольку наука не может внятно объяснить механизмы их возникновения, не говоря уже об их возникновении в связи с практиками.
"Внутреннее пространство" вообще сложно поддается объективации и научно убедительной фиксации, поэтому, за недостатком стабильной доказуемой информации, просто игнорируется серьезной наукой.
Но человек от этого не начинает игнорировать весь объем внутренних сигналов. При сенсорной депривации (ограничении стимуляции "внешних" органов чувств), идет освобождение "объема оперативной памяти" мозга и нервной системы, который заполняется блокируемыми или игнорируемыми ранее информационными импульсами внутренних пространств.

0
esse quam videri
Зарегистрирован

Arthur
Ведущий
Опытный
не определено ***
Сообщений: 490
Карма: 28
Russia  Санкт-Петербург
Сайт    


Re: Внешние и внутренние образы в практике цигун
Ответ #2 написан: 30.11.05 в 21:36:03
ЦитироватьПравить

От себя добавлю, что называть возникающие образы и ощущения галлюцинациями — грубая ошибка автора статьи. Которая, возможна, сделана намеренно — с целью создать напряжение и "жареный" оттенок материала. (Если принять данное автором определение, то придется признать. что сны также являются галлюцинациями, как и внутренние образы при любой творческой деятельности).  
 

 
Я в целом не согласен с автором данной статьи, однако замечу, что галлюцинации все-таки могут быть.
 
Ощущения при энергетических практиках называются по научному, сенестезиями (тактильные), фотопсиями (зрительные). И то, поскольку наука не может внятно объяснить механизмы их возникновения, не говоря уже об их возникновении в связи с практиками.  

 
Данные ощущения правильнее назвать парестезиями, а повод для таких ощущений науку интересует очень давно, и поэтому все-таки что-то известно.
 
"Внутреннее пространство" вообще сложно поддается объективации и научно убедительной фиксации, поэтому, за недостатком стабильной доказуемой информации, просто игнорируется серьезной наукой.  

 
"Схема тела" интересует науку также очень давно и "убедительно" фиксируется во многих случаях, в том числе и при измененных состояниях. Поэтому данный аспект назвать игнорируемым уж никак нельзя. Не надо торопиться с выводами, не ознакомившись с трудами предшественников — коллег.
 
При сенсорной депривации (ограничении стимуляции "внешних" органов чувств), идет освобождение "объема оперативной памяти" мозга и нервной системы, который заполняется блокируемыми или игнорируемыми ранее информационными импульсами внутренних пространств.

 
Жирный шрифт, примененный в постинге, видимо указывает на то, что Вы в этом убеждены  (как впрочем и в том, что указывалось выше). Не могли бы развить данный тезис?
 
С уважением д-р Артур

0
д-р Артур Нарсисович Ахметсафин

[ ссылки доступны для участников. реклама на форуме платная ]
[ ссылки доступны для участников. реклама на форуме платная ]
[ ссылки доступны для участников. реклама на форуме платная ]
[ ссылки доступны для участников. реклама на форуме платная ]
Зарегистрирован

Unn
Начинающий
мужчина **
Сообщений: 181
Карма: 1
Russia  Москва
Почта   


Re: Внешние и внутренние образы в практике цигун
Ответ #3 написан: 05.12.05 в 14:00:31
ЦитироватьПравить

парестезии — это ощущения другого плана. Скажем, когда рука залежалась, и идут мурашки. Или проводимость нервных стволов пострадала.
Парестезии — компетенция невропатологов, они не выходят за рамки привычного/обычного
 
А синестезии явно необычны.
Вот ссылки: [ ссылки доступны для участников. реклама на форуме платная ]
 
Если сенестезии ощутимо мешают человеку и беспокоят его, тягостны и навязчивы, их называют сенестопатиями. Скажем так, это галлюцинации, но не в зрительном или слуховом анализаторах, а во внутреннем органе чувства, информация с интеро- и проприоцепторов.
 
"Схема тела" и "внутреннее пространство" совсем не одно и то же. Как минимум, я имею в виду психическое пространство, а не восприятие своего тела. Понимаете разницу? Сны — явления внутреннего пространства. Но к схеме тела они никоим образом не относятся.
Артур, к сожалению, у меня сейчас нет возможности процитировать куски текстов, но могу порекомендовать исследование Данченко (псевдоним Йог№20), Общие вопросы тантрическая концепция чакр, там раздел про НАС.
Также есть книга "Йога и физиология", там также об этих вещах подробно говорится.  
На свой опыт ссылаться не буду. Но для того, чтобы активировать память и "прислушаться к себе", мы интуитивно стараемся ограничить внешнюю стимуляцию органов чувств подмигивает

0
esse quam videri
Зарегистрирован

Dong_Feng
Новичок
мужчина *
Сообщений: 27
Карма: 0
Barbados  Йорк
   


Re: Внешние и внутренние образы в практике цигун
Ответ #4 написан: 07.12.05 в 15:08:48
ЦитироватьПравить

Дорогой Unn, а почеиму бы Вам не подисскутировать непосредственно с автором статьи? Он доступен свободно на форуме по кит.медицине([ ссылки доступны для участников. реклама на форуме платная ], или прямо там в разделе о психотенинге — [ ссылки доступны для участников. реклама на форуме платная ] ) или Вас смущает непосредственная беседа?
 
Согласен с Arthurom — "внутреннее пространство" последнее время активно изучается, в первую очередь, если говорить именно о западной науке, психологами
 
Кроме того, данная статья очевидно носит научно-популярный характер и подходить к ней с научной оценкой не стоит.

0
Не стал бы дальше... Зарегистрирован

Galina_Ushakova
Новичок
не определено *
Сообщений: 9
Карма: 0
Belarus  Минск
   
Я люблю Восточный портал!

Re: Внешние и внутренние образы в практике цигун
Ответ #5 написан: 29.04.06 в 23:32:24
ЦитироватьПравить

К сожалению, я только в начале пути научного обоснования практики цигун, в частности, именно вопросов, связанных с возникновением образов.Однако, хочу поддержать беседу с точки зрения практического опыта. С 1998 года занимаюсь такой как практикой как "спонтанные движения". За это время настолько познакомилась с собственным образным "миром" и "внутренним пространством", что в результате узнала не мало интересного о себе. Далее последовала попытка извлечь объяснение из психологии. Но вопросов осталось больше, чем ответов. К счастью, у меня есть замечательный консультант — тренер по ушу. Вопросы затронули не только область цигун и психологии, а и мифилогии, и религии. Во многом мне помогли работы К. Г. Юнга. На данном этапе я понимаю, что возникающие образы, есть результат  мышления, который вполне поддаются расшифровке. Он достаточно полно отражает процессы проходящие не только в психике, но и в теле, что, естественно, не отделимо одно от другого. Однако, есть отдельные феномены, которые затрагивают область внешнего мира, и часто некие "вневременные" структуры, что исследовать достаточно трудно. Однако, есть не мистические подтверждения реальности и подобных феноменов. целует

0
Зарегистрирован
Страницы: 1
Ответить Послать тему Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »








   реклама на Восточном портале

   Bumali Project

   реклама на Восточном портале






















Создание, поддержка и графический дизайн Восточного портала: «Indian Summer Studio»