Форум Восточного портала (http://oriental.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl)
Интересы >> Философия и религия >> Буддизм. Гении Запада.
(Message started by: Kun на 11.11.03 в 14:12:47)

Заголовок: Буддизм. Гении Запада.
Прислано участником Kun на 11.11.03 в 14:12:47
Я понимаю, что лучший способ что-либо изучить, это обратиться к первоистичнику. Хочешь познать даосизм, изучай Дао ДеЦзин и Чжуан ЦЗы, буддизм - обращайся к Трипитакке.

Но интересно также и понять влияние идей Востока на творчество талантливых авторов, воспитанных в условиях западной культуры, в которой мы в большинстве своем обитаем. Сам не люблю это деление восток-запад, но простите, термины лучше подобрать не могу.

Совсем недавно с интересом узнал, что певец Леонард Коэн является дзен-буддистом (сейчас, если не ошибаюсь, принял монашество). Идеи буддизма оказали сильное влияние на творчество Гессе. Сэллинджер также принимал дзен-буддизм.

Кто-нибудь может поделиться информацией и, может, впечатлениями о том, насколько идеи восточной философии отразились или отражаются в творчестве западных талантов? Спасибо!

Заголовок: Re: Буддизм. Гении Запада.
Прислано участником Egorl на 11.11.03 в 14:42:46
В настоящее время влияние огромно. Начиная от голивудских боевиков (например, Матрица), где главные герои все наподбор мастера боевых восточных искусств, Ричарда Гира, вопящего везде о своей дружбе с Далай Ламой и идеалах буддизма и заканчивая сверхмодными книжками современных писателей, у нас например это Пелевинили Коэлья.
Это модная тема, преходящая и весьма поверхностная.
А вот более глубокие и скрытые идеи Дальнего востока (я правильно понял? именно Дальнего Востока?) присутствывали в западной литературе давно. Например  Лев Толстой помоему первый переводчика Дао Дэ Цзина на русский язык (правда с французкого, и с переводом катерогии "ДАО" как "БОГ").
Еще нужно учитывать проникновение буддизма и индуизма до Греции во времена античности и влияние этих идей на греческую философию. Правда эти зерна проникновения уже так слились с западными, что уже нельзя разединить. А именно греческая философия заложила основной фундамент западных идей.
Например еще, первый иллюстрированный номер "National Geografic" был посвящен Лхасе, столице Тибета (1905 год).
Так что можно говорить про два влияния: прямое, видимое, поверхностное и модное, и другое - глубокое, медленное  и более фундаментальное.


Заголовок: Re: Буддизм. Гении Запада.
Прислано участником Kun на 14.11.03 в 18:41:47
Интересно, спасибо. О том и речь, что влияние идей Дальнего (да, я имел ввиду именно дальний) Востока на Россию и на Европу до 19го столетия, мне казалось, было скорее случайным и единичным. Я ошибаюсь? Где-то я читал, что в потерянной кремлевской библиотеке Ивана Грозного был перевод Лунь Юй Конфуция. От этого, правда, Россия при Грозном на Поднебесную походить не стала.

А потом, когда два мира стали открываться друг другу, взаимное влияние стало возрастать, появился обоюдный интерес и, как следствие спроса, широкий спектр предложений, от дешевки до тонкой ручной работы.

Мой вопрос как раз в том и был - что останется в памяти, когда этот поток модного интереса сойдет на нет? Какие авторы? Какие аспекты, если хотите?

Заголовок: Re: Буддизм. Гении Запада.
Прислано участником uli на 14.11.03 в 21:16:11

on 11/14/03 в 18:41:47, Kun wrote:
Интересно, спасибо. О том и речь, что влияние идей Дальнего (да, я имел ввиду именно дальний) Востока на Россию и на Европу до 19го столетия, мне казалось, было скорее случайным и единичным. Я ошибаюсь?


Мой вопрос как раз в том и был - что останется в памяти, когда этот поток модного интереса сойдет на нет? Какие авторы? Какие аспекты, если хотите?

идеи, может, были и единичны, но вообще интерес европейского общества к Дальнему Востоку носил характер увлечения как экзотическим явлением, и увлечение это длилось довольно долго. Оно оказало довольно сильное влияние на западно-европейское искусство, на такие его стили и напрвления как рококо и модерн в особенности. На мой взгляд, вплоть до середины 19 века европейцы интересовались Востоком с потребительской точки зрения.

Заголовок: Re: Буддизм. Гении Запада.
Прислано участником suvarna на 15.11.03 в 03:22:09
Насколько я помню, плотные контакты Востока и Запада начались в 17 столетии.

А что касается "потока модного интереса".... Сейчас имхо контакты между Востоком и Западом перешли на качественно новый уровень. Теперь мы друг для друга не экзотика, мы познакомились слишком близко и слишком тесто связали наши культуры. Как можно говорить о том, "что останется в памяти", если "их" все больше здесь, а "нас" все больше там? Потлитика, экономика.....одежда, еда, туризм.
Все, поздно пить боржоми. Глобализация-с.

Заголовок: Re: Буддизм. Гении Запада.
Прислано участником uli на 15.11.03 в 11:40:42

on 11/15/03 в 03:22:09, suvarna wrote:
Насколько я помню, плотные контакты Востока и Запада начались в 17 столетии.

прошу прощения, на неколько веков пораньше.
шёлк, фарфор - ввозили с 12-13 веков
что до качественно иного интереса - я бы не сказала. интерес к востоку как к явлению экзотическому и потому интересному остался массовым, хотя наряду с ним появилось и более серьёзное отношение - но у довольно ограниченного круга.

Заголовок: Re: Буддизм. Гении Запада.
Прислано участником suvarna на 16.11.03 в 22:00:23
Uliчка, дорогая, я имела в виду эпоху Великих географических открытий. А Вы?

Заголовок: Re: Буддизм. Гении Запада.
Прислано участником uli на 17.11.03 в 00:10:13

on 11/16/03 в 22:00:23, suvarna wrote:
Uliчка, дорогая, я имела в виду эпоху Великих географических открытий. А Вы?

а мы - плотные контакты Востока с Западом, о которых, собственно, Вы и писали, как о начавшихся в 17 столетии от Р.Х.

Заголовок: Re: Буддизм. Гении Запада.
Прислано участником Egorl на 18.11.03 в 12:13:40
Действительно глобализация. И в этом свете не стоит забывать про колоссальное влияние Западной цивилизации на Восток на всех уровнях. Например технитезация вначале Японии, а затем других стран АТР. В Китае мобильниками пользуются чуть не бомжи, а в одной горной деревушке крестьян, выращивающих чай, в условиях бедноты, когда в доме голые стены со щелями и портрет Мао Цзедуна на каждом втором доме параболическая антена. Сами крестьяне одеты не в китайские традиционные одежды, которые мы на них хотели бы видеть, а костюмы (только без галстуков) и ботинки (типа для костюмов). И вот такая картина - идешь по деревне, вот крестьянин, ведущий буйвола на водопой (или еще куда), но одте по западному, или мотыгой в земле ковыряет в том же стиле. Такие маленькие зарисовки многое показывают.
Нормальная эволюция. Земля стала маленькой. Сейчас можно за 8-10 часов добраться туда, куда раньше ходили месяцами. Я уже не говорю об информационной опутанности нашей планеты (хотя бы наш форум).
Не стоит горевать - нормальная смена типа цивилизации. Такая форма социальной эволюции. И через некоторое время мы уже не сможем говорить о взаимовлиянии, так как будет не Запад и Восток, а все человечество. Так раньше жители одной деревни отличались от жителей другой. Потом стали городами, княжествами, странами, всякими Евросоюзами и АТРами.  
Может откроем какую планету в скорости, чтобы было с кем меняться человечеству культурой?



Форум Восточного портала » Проект дизайн-студии Индейское лето, 2000–2010