|
||
Заголовок: Иккю сан о направлениях буддизма Прислано участником nekto на 17.01.06 в 17:36:05 Книга о деятельности и наследии Иккю, как и сама его "земная" жизнь продолжают и сегодня влиять на формирование "осазнания" читающих. Вот приведу несколько отрывков. (текст со сканера,без исправлений) "Главным пунктом рассуждений в «Амида хадака» яз-ляется утверждение идентичности учения всех школ буддизма. Все они проповедуют одно, доказывает Иккю, учат, что Будда как космический закон заключен в чело- веческом сознании. При этом Иккю объявляет точки зрения отдельных школ, не совпадающие с этим взглядом, ' не подлинными убеждениями, но особыми формами выражения общей истины, будто и будда Дайнити (в Син-гон), и Амида (в Дзёдо) не обитают в запредельных мирах Вселенной, а населяют его собственное сердце. Эти рассуждения в принципе не представляют собой ничего нового для дзэн. Но Иккю не останавливается на этом и переводит диалог с отвлеченного «-сердца» на физическое тело человека. Объявляя его манифестацией Будды, Иккю переходит к толкованию соотношения индивидуального сознания и Абсолюта, не вполне принятому в дзэнских кругах. В этом вопросе его взгляды ближе Сия-гон, причем его боковой тантрической ветви. Трактат написан в форме катехизаторского диалога. Некий Тамэтада приходит к Иккю и говорит: «Я человек неученый и мне трудно сидеть в медитации или изучать сутры. Я просто молю почтительно о милости Амиду и всем сердцем повторяю его имя. Но есть у меня некоторые сомнения, которые трудно разрешить, вот я и пришел к Вам спросить об этом. Разве не говорят, что Амида живет в раю за тридевять земель (букв, „за девять тысяч миллиардов )? Я не понимаю, как молитвы, что я возношу, могут достигать Будды в столь отдаленном краю, в то время как я живу в этом мире. Для несведущего простака вроде меня это непостижимо. Почтительно прошу разъяснить». |
||
Заголовок: Re: Иккю сан о направлениях буддизма Прислано участником nekto на 17.01.06 в 17:37:27 "Иккю отвечает со ссылкой на «Кан мурёдзюгё», один из основных текстов амидаизма: «Так как излучение Амиды озаряет все миры во всех направлениях, он не обойдет тех, кто возглашает нэмбуцу». Далее Иккю использует свое любимое сравнение, появлявшееся в «Гай-коцу», и уподобляет Амиду огню, который дремлет внутри камня. Камень — это огниво; искра рождается из него при сочетании подходящих условий, но возможность ее появления заложена в камне изначально. Так и внутри человека есть непроявленный Будда. В какой-то мере он выходит наружу и сливается с человеком. Условием такого проявления может быть чистота: «Луна отражается во всяком водоеме, но мы не видим ее в грязных водах, а только в чистой воде». Взывание к Амиде посредством нэмбуцу Иккю называет практической уловкой (хобэн — от санскр. упайя из Лотосовой сутры), необходимой в эру конца Закона, когда своей силы (дзирики) для спасения может не достать. «Уловки» представляют собой разного рода допущения, частичные истины, «строительные леса», которые играют важную роль в продвижении к окончательному знанию, а потом от них можно отказаться. Хобэн широко применяются в дзэнской практике, толкуются они чрезвычайно расширительно, ибо собственно все внешне выраженные способы обретения истины лишь свидетельствуют о ней, но не воплощают ее полностью. Далее собеседник Иккю спрашивает, почему среди четырех стран света именно Запад считается Чистой Землей будды Амиды. Иккю объясняет: потому что Запад ассоциируется с осенью. Осенью же все плоды созревают и пожинаются. Как Восток символизирует рождение, так Запад — зрелость и исчезновение. Кроме того, цветом Запада является белый. «Это конечный цвет всех вещей. Белый снег выражает пределы холода, но даже в крайнюю летнюю жару появляются высоко в небе белые облака... Когда пламя пожирает дерево, оно имеет красный цвет, но когда прогорит, оно обращается в бе Лый пепел. Так же и люди в последние годы имеют сеДЫё волосы». Таким образом, заключает Иккю, «белый цвет — это основной. Если вещи очищать, покуда они не достигнут изначальной белизны, все прочие цвета исчезнут. Если человек употребит свой ум и очистит сущность сознания, то он сподобится просветления. Тогда не будет больше ни Чистой Земли, в которую нужно стремиться, ни ада, чтобы его бояться, ни страстей, коих нужно избегнуть. Добро и зло будут неразделимы, жизнь и смерть станут одним...» |
||
Заголовок: Re: Иккю сан о направлениях буддизма Прислано участником nekto на 17.01.06 в 17:38:46 "Далее Иккю обстоятельно объясняет, каким образом Будда существует внутри человека, и цитирует в подтверждение стих из «Ваджрачхеддика-сутры»: «Будда — это Сущность вне пространства, он рождается в нашем сознании». Венчает эти рассуждения стихотворение: Не зная, что Амида на юге, Я пустился напрасно на запад. В этих строках Иккю прибегает к излюбленной им игре двойным смыслом слов. Он использует популярный прием японской классической поэтики—какэкотоба («поворотное слово»), игра омофоническими каламбурами. Богатая омонимика японского языка позволяет чрезвычайно повышать семантическую емкость контекста за счет какэкотоба, «поворачивающего» прилегающие к нему слова то внешним, то оборотным смыслом. У Иккю минами-ни («на юге») недвусмысленно предполагает мина ми-ни — «в каждом теле», т. е. получается: «Не зная, что Амида в к-аждом теле...», «запад», разумеется, не просто указание географического направления, это, как легко догадаться, Западный рай. Но если Будда внутри каждого, то, следовательно, нет никакого Западного рая. Получивший основные религиозно-философские разъяснения, Тамэтада спрашивает уже о догматических различиях-. «В таком случае, Будда и Чистая Земля, на вере в которые основаны восемь или девять сект, — это одно и то же или между ними имеются какие-то особые различия?» Иккю отвечает: «Во всех различных школах признается сознание Будды, или природа Будды, все они имеют целью одного и того же универсального Будду. Но так как у людей существуют разные способы понимания, путь к Будде есть не один. Были установлены секты и школы, и пути, который ведет непосредственно к природе Будды, живые существа могут предпочесть то напра вление буддизма, которое подходит их характеру, и через это приобщиться к единому Будде... Существует множество имен Будды, много способов созерцания и уединения, но когда проникнешь в суть, станет ясно, что изначальная и постоянная таковость есть единый и универсальный Будда». |
||
Заголовок: Re: Иккю сан о направлениях буддизма Прислано участником nekto на 17.01.06 в 17:40:10 "Знаменательно, что Будду, или Единое, Иккю уподобляет далее только что родившемуся младенцу — существу, которое не имеет собственного сознания, не разделяет мир на «я» и «не-я» и не боится смерти, потому что еще не знает, что такое жизнь. Выражение «сознание младенца» («акаго-но кокоро») нередко используется в текстах японского буддизма для обозначения чистого незамутненного состояния сознания, свойственного детям и просветленным. Восходит же этот образ к Лаоцзы, который говорит: «Кто содержит в себе совершенное дэ [добродетель], похож на новорожденного» («Даодэ-цзин», § 55). Далее Иккю отвечает на вопрос, «почему единый Будда с разными личными именами выступает в разных обличьях — то мягкий и всепрощающий, то с острым мечом, яростными гримасами и пламенем, вырывающимся из тела. И почему существуют разные обеты спасения». Чтобы объяснить природу единого Будды, Иккю прибегает к развернутой метафоре. Он уподобляет Будду воде. «Бывают разные изменения в зависимости от жары или холода, от сочетания инь и ян. Когда прохладно, вода становится изморосью, градом, снегом или льдом. Когда пригреет солнце, вода поднимается вверх и превращается в облака и туман, дождь и росу, а потом снова падает на землю и питает почву, давая жизнь растениям и возможность существования людям. Если поместить воду близко к огню, то она станет паром, но если пар охладеет, он снова превратится к воду. Вода существует между инь и ян, она ни горяча, ни холодна. Она придерживается Срединного Пути и в этом подобна единому Будде... Единый Будда дает подспорье и уловки для облегчения просветления всех людей. Сущность единого Будды, обнимающего собой разных будд и бодхисаттв восьмидесяти тысяч эр и миров, воплощена в имени Амиды, коему возносят молитвы как Будде. Все разные будды и бодхисаттвы десяти тысяч направлений и трех эр, о коих написаны восемьдесят тысяч томов Писания, являются на самом деле Амидой. Вот это и имел в виду Бодхи дхарма, когда говорил, что Амида — это общее имя для всех будд. Хотя таковых имен Будды великое множество, в конечном раскладе они не более, чем чудо одного-единственного сознания». В завершение Тамэтада резонно и простодушно спрашивает: «Если учителя из разных сект знают о едином Будде, почему они нападают на другие школы, восхваляют свои собственные и выдвигают всяческие соображения о хорошем и плохом в разных учениях?» В этом вопросе Иккю (а вопросы, разумеется, задает себе он сам) вспоминает, наверно, свою собственную нетерпимость к «неправильной» практике «недостойных» монахов, но отвечает он вполне толерантно и миролюбиво: «Так как к познанию единого Будды ведет много путей, необходимо обсуждать их достоинства, и недостатки, и степень трудности». Обрадованный поучению Тамэтада заявляет: «Я чувствую, будто долгая ночная тьма начала рассеиваться и прояснилось умытое дождем небо. Состояние мое подобно тому, какое бывает, когда выходит предвечная лупа. Сознание мое очистилось подобно зеркалам, взаимо-отражающим друг друга. Так как Вы показали мне, что мое тело равно всему сущему, я чувствую в себе пустоту десяти сторон света». Иккю великодушно подтверждает просветленность прихожанина: «Состояние твоего сердца то же, что и V просветленного Будды. Это подобно тому, как если б Амида явился спасти себя». На этом уподоблении себя будде Амиде Иккю отпускает Тамэтаду. Подобный пересказ «Амида хадака» показывает, что в проповедях Иккю прибегал к яркой образности с целью воздействовать на воображение паствы и использовал принципы и положения самых разных буддийский школ, чтобы показать их конечное единство. Основная буддийская идея о главенствующей роли сознания в картине мира имеет у Иккю акцент на физической телесности, нерасторжимо связанной с менталитетом. Действенное исповедание и воплощение в каждодневной практике принципа недуальности сакрального и профанического, духовного и телесного привели Иккю к тому самому «разгульному дзэн» в винных лавках и веселых кварталах, который ставил его вне принятого монастырского обихода. Но подчеркнем еще раз: его отношение к проблеме соотношения плоти и духа было последовательным развитием и воплощением общих для дальневосточного...... |
||
Заголовок: Re: Иккю сан о направлениях буддизма Прислано участником nekto на 19.01.06 в 15:34:18 Да неповкусу и некместу темка в разделе "Древних традиций" пришлась. Может оно и к лучшему. ;) |
||
Заголовок: Re: Иккю сан о направлениях буддизма Прислано участником Daoyou на 19.01.06 в 17:32:22 on 01/19/06 в 15:34:18, nekto wrote:
О позднем буддизме просьба размещать здесь, а в Древних традициях - древние традиции. ;) |
||
Форум Восточного портала » Проект дизайн-студии Индейское лето, 2000–2010 |