Форум Восточного портала (http://oriental.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl)
Интересы >> Философия и религия >> Дао-философия моей жизни
(Message started by: daosist на 05.02.06 в 19:10:25)

Заголовок: Дао-философия моей жизни
Прислано участником daosist на 05.02.06 в 19:10:25
Самоназвание Дао дэ цзя - "школа Дао-дэ". Одно из главных направлений древнекитайской философии и национальная религия Китая.
Возник во 2-й половине I тысячелетия до н. э. Согласно традиции, основателем даосизма считается Лао-цзы (Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы, род. в 604 г. до н. э.), однако важнейшим его мыслителем был Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.) Учение даосизма изложено в трактатах, названных по именам этих мыслителей (трактат "Лао-цзы" более известен под названим "Дао дэ цзин"). В настоящее время большинство учёных приходит к выводу, что трактат "Чжуан-цзы" появился около 300 до н. э., приблизительно в то же время что и "Лао-цзы", в связи с чем датировка возникновения даосизма передвигается с VI-V вв. до н. э. (как считалось ранее) к IV-III вв. до н. э.
Исходной идеей философии даосизма является учение о Дао ("Путь") - первооснове и закономерности бытия всего сущего. Дао является одновременно и субстанцией-основой, и извечным, естественным и всеобщим законом спонтанного возникновения и развития Вселенной, человека и общества. Как таинственная целостность Универсума, Дао присутствует во всём, но ничем единичным не исчерпывается, не познается разумом и не выражается в словах. Дао также рассматривается как порождающее начало всего сущего - "мать" Поднебесной, и выступает синонимом единого мирового целого - Да куай ("Великий ком").
Дао присуща благая сила дэ ("добродетель"), посредством которой оно проявляет себя в мире, причем конечные формы этого проявления (субъекты) рассматриваются как воплощение или оформление Дао.
К ведущим даосским концепциям относятся также принципы цзы жань (самоестественность, спонтанность) и у вэй (недеяние). Первый из них дословно означает "то, что само по себе (цзы) таково, каково оно есть (жань)". В данном случае речь идет о том, что Дао абсолютно свободно, ни от чего иного не зависит и следует лишь своей собственной природе. Отсюда вытекает принцип следования Дао, т. е. поведения, согласующегося в микрокосме с дао (природой) человека, а в макрокосме - с дао Вселенной. Мудрец не должен, исходя из собственных субъективно ограниченных желаний и пристрастий, противодействовать природе окружающих его вещей и явлений. Напротив, он должен "следовать вещам" (шунь у). Все вещи равны между собой, поэтому истинный мудрец свободен от пристрастия и предвзятости: он одинаково смотрит на знатного и раба, соединяется с вечностью и с Вселенной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность.
С другой стороны, мудрец может, используя свое постижение природы той или иной вещи, поставить ее себе на службу, как бы "плыть по течению в нужном направлении". Постижение природы вещей и согласованность с ней позволяет "мягкому побеждать твердое" и "слабому превозмогать сильного". Принципы цзы жань и у вэй стали важными источниками методологичских и мировоззренческих основ китайской системы психофизической тренировки, применяющейся, в том числе, и в воинских единоборствах (у шу и многих других).
Всякое же действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом - для установления в ней гармонии и порядка необходимо дать свободу ее прирожденным качествам. Соответственно, мудрый правитель, следующий Дао, не делает ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии.
Другим очень существенным для даосизма понятием является категория "пневмы" или "эфира" - ци. Под ци понимается исходная первосубстанция, из которой как бы "состоит" все сущее. Сгущаясь и огрубляясь, ци становится веществом, утончаясь - духом. В промежуточном состоянии ци представляет собой жизненную энергию и силу, растворенную в природе и поглощаемую человеком при дыхании. Эта жизненная сила циркулирует и по особым каналам (цзин) в человеческом теле. Ее накопление и правильная циркуляция в теле - одна из важнейших задач даосских дыхательных и гимнастических упражнений, лежащих в основе различных систем ци гун ("работа с ци").
Первоначальное ци (юань ци) просто и внекачественно, однако в процессе порождения Универсума оно как бы поляризуется и дифференциируется. Два важнейших космологических состояния единого ци - это инь и ян (инь-ци и ян-ци) - т. е. женское, покой, холодное, темное, мягкое с одной стороны, и мужское, движение, горячее, светлое, твердое - с другой. Эти два состояния находятся в абсолютной гармонии и взаимопереходе. Идея гармонии этих взаимодополняющих и коренящихся друг в друге противоположностей была закреплена в даосизме в понятии Тай Цзи ("Великий Предел").

Заголовок: Re: Дао-философия моей жизни
Прислано участником tunji-Kun на 01.06.06 в 20:34:46
Практикуете с таким же усердием? 8)

Заголовок: Re: Дао-философия моей жизни
Прислано участником Tar-as на 21.06.06 в 00:46:33
Хороший конспект

Заголовок: Re: Дао-философия моей жизни
Прислано участником Matsumoto на 21.06.06 в 20:14:36
У дверей магазина на узкой улочке китайской деревни была привязана лошадь. Она лягала всякого, кто пытался пройти мимо нее. Вскоре около магазина собралась целая толпа местных жителей, споривших о том, как безопаснее пробраться мимо зловредной лошади. Наконец кто-то крикнул, что идет Старый Учитель. - Уж он-то знает, как поступить, - решили крестьяне и стали наблюдать.
Учитель вышел из-за угла и, увидев лошадь, повернул назад и обошел магазин по другой улице.

Заголовок: Re: Дао-философия моей жизни
Прислано участником ZHE. на 22.06.06 в 14:30:19
Тупость местных жителей просто поражает...

Заголовок: Re: Дао-философия моей жизни
Прислано участником Matsumoto на 22.06.06 в 20:33:12
А можно посмотреть на это с другой стороны - ведь здесь всего лишь иллюстрация принципа "у вэй"

Заголовок: Re: Дао-философия моей жизни
Прислано участником ZHE. на 23.06.06 в 10:48:36
А может не стоит называть словом "у вэй" всё,что ни попадя? В этой истории продемонстрирован обычный житейский здравый смысл.Поэтому и странно,что даже такой его уровень оказался недоступным,и потому удивительным,для жителей этого селения...
Видимо в этом селении какой-то "спецконтингент" обитал.

Заголовок: Re: Дао-философия моей жизни
Прислано участником Matsumoto на 23.06.06 в 15:36:25

on 06/23/06 в 10:48:36, ZHE. wrote:
А может не стоит называть словом "у вэй" всё,что ни попадя?

Ну вообще-то я не специалист по даосизму и затруднюсь сказать "у вэй" это или не "у вэй".

По поводу обычного житейского здравого смысла я с вами согласен, а жители были утомлены сбором необычно богатого урожая риса ;)

Жалко, что daosist не запостил в тему кусок Дао дэ цзин с иллюстрацией принципа "у вэй". Будем надеяться, что ему как создателю темы интересно шо в ней происходит и он иногда заглядывает в нее...



Форум Восточного портала » Проект дизайн-студии Индейское лето, 2000–2010