Форум Восточного портала (http://oriental.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl)
Интересы >> Психология >> ЕГЭ, как определяющий фактор формирования национал
(Message started by: SeeYou на 25.03.09 в 08:45:38)

Заголовок: ЕГЭ, как определяющий фактор формирования национал
Прислано участником SeeYou на 25.03.09 в 08:45:38
ьного мышления.  ;D

Давно понятно, что введение ЕГЭ у нас в России – принципиально изменило характер образования, общения учеников и педагогов, формы и содержание подачи знаний, сам процесс обучения. Ведутся оживленные и аргументированные дискуссии по этому поводу, и до сих пор непонятно – пользу принесло это нововведение российской образовательной системе или вред. Точнее, официальная доктрина утверждает, что – пользу. А мнение оппозиционного большинства – что вред. Но обсуждать это не входило в наши намерения.
В наши намерения входило обратить внимание на корреляцию формы проверки знаний и собственно организации процесса обучения с типом мышления, менталитета нации, если угодно. Тем более, что у нас есть для этого такая благодатная почва – наша любимая Япония!
Итак! Что собой представляет, собственно, типичная японская экзаменационная система? Если я ошибусь – пусть корифеи меня вежливо поправят (например, лично обращаюсь к блистательной Goodkat и премногоуважаемому Van’у, которые уже зарекомендовали себя, как непревзойденные знатоки японских реалий и образовательной системы, в частности). Система эта представляет собой как раз то самое, что и наша ЕГЭ – то есть, набор неких тестовых заданий, напечатанных на листках бумаги, где надо проставить галочки в уже имеющихся вариантах ответов, либо написать свои соображения по поводу приведенных там высказываний или иных текстов, уложившись при этом в определенное отведенное для этого время. И все.
Каждому, кто мало-мальски знаком с основами психодиагностики становится понятно, что в основу такого метода положены именно ТЕСТОВЫЕ методики исследования личности человека, в то самое время, как в арсенале психодиагностики имеется огромное количество других, причем, самых разнообразных, подходов. Главное отличие тестовых методик состоит в том, что роль исследователя при их проведении сведена к минимуму. Что это значит? Это значит, по сути, что провести их может просто любой человек с улицы при некоторой минимальной подготовке. Личность педагога (в данном контексте - исследователя) в процессе не участвует.
И именно этот аспект тестовых методик определяется, как основной фактор выбора именно такой системы проверки знаний учащихся. Поскольку, якобы, сводит на нет личностный фактор. В идеале это, конечно, так. Но для такого идеального случая необходимо, чтобы и задания в тестах были идеальные, и интерпретаторы при анализе работали идеально. А то ведь как-то забывают, что анализируют-то потом ответы не машины, а те же преподаватели, с теми же личностными факторами (и материальными проблемами, кстати).
Но нас интересует не это. А то, что подобная система в корне изменяет мышление учащегося.

Заголовок: Re: ЕГЭ, как определяющий фактор формирования наци
Прислано участником SeeYou на 25.03.09 в 10:45:41
Нам, в принципе, известно устройство японской системы образования. Зубрежка, «делай, как я», повторение. Места для рассуждения и организации мышления ученика в направлении формирования собственного мнения, личностной позиции, каких-то выводов по поводу чего-то, там попросту не предусмотрено. Главное – верно расставить галочки. Как результат – процветание японского общества и экономики, базирующейся на методе копирования. Даже всем известное «японское чудо» в основе своей вовсе не японское (о чем почти никто не знает, кстати!), а американско-немецкое. Просто японцы усердно внедрили то, что им рассказали американцы и в результате получилось невероятное – скопированное изобретение расцвело в их муравьиной культуре таким пышным цветом, какой не снился не только свободолюбивым янки, но даже работящим и аккуратным немцам, которые, собственно, впервые его и придумали-то! И совершило настоящую промышленную революцию.
Но – сути дела это не меняет. Не будем рассуждать – хорошо или плохо мыслить по шаблону. Хорошо или плохо жить в индустриально развитом обществе, но ходить строем, петь хором и писать по команде. Переодеваться в летнюю одежду, когда по радио объявят наступление лета. Неважно, что идет снег. Иметь свободу воли, собственное мнение по любому вопросу, широкие взгляды на мировые проблемы, но жить в стране, которая даже дороги построить не может и толком не знает – работают ли еще ее законы (да и вообще – живут ли там еще ее граждане!) где-то в отдаленных ее уголках, куда только на вертолете можно попасть два раза в год, потому что чаще – топлива нету. Это вопрос открытый. Но одно бесспорно – тип мышления определяется типом образования. А тип образования определяется типом проверки знаний учащихся.
И тот тип проверки, что отныне вводится в России, приводит в итоге к тому типу мышления, что имеется в Японии. Не сразу. И не у всех. Но – систематически, постепенно и статистически подтверждаемо. То есть – гарантированно.
По крайней мере, все так выглядит. Если у кого есть иные соображения, их можно высказать. Причем, подчеркиваю – обсуждается не ЕГЭ, а тип национального мышления и взгляд на то, что ЕГЭ в конце концов сделает из россиян что-то вроде японцев. «Что-то вроде», поскольку субстрат иной – культура России не такая «муравьиная» и принципиально иная, нежели японская. И что из этого получится, предугадать сложно.                    

Заголовок: Re: ЕГЭ, как определяющий фактор формирования наци
Прислано участником vicza на 25.03.09 в 20:03:22

on 03/25/09 в 10:45:41, SeeYou wrote:
Иметь свободу воли, собственное мнение по любому вопросу, широкие взгляды на мировые проблемы, но жить в стране, которая даже дороги построить не может и толком не знает – работают ли еще ее законы (да и вообще – живут ли там еще ее граждане!) где-то в отдаленных ее уголках, куда только на вертолете можно попасть два раза в год, потому что чаще – топлива нету.

Ну, по крайней мере, в отношении вышеотквоченного никакого ЕГЭ можно не бояться. Потому как в России это всё и так уже имеет место быть, безо всяких там экзаменов.

А если говорить вообще, то лично мне идея тестирования не нравится. Просто потому, что она практически не оставляет места творчеству. Не преподавателям, а самим учащимся. Выбрать из готовых ответов всё же проще, чем самому придумать ответ.


Заголовок: Re: ЕГЭ, как определяющий фактор формирования наци
Прислано участником Goodkat на 27.03.09 в 00:16:13
Не могу сказать ничего хорошего или плохого о ЕГЭ в наших странах вообще, никогда с этим близко не сталкивалась. Но лично мне не нравится это дело только по одной причине -- в языковых вузах нет устного экзамена по языку. Человек поступает на переводческий факультет языкового вуза, подразумевается, что в будущем он станет переводчиком, а никого, выходит, не интересует, может ли он хотя бы на родном языке внятно говорить. Ну то есть, не то чтобы проверить, как он говорит на языке, который будет у него рабочим по окончании вуза (известны примеры, когда будущие переводчики не умели читать, ну то есть значение слова может и понимали, а прочитать его не могли правильно, например слово cut читали "кут" и искренне удивлялись, почему это неправильно), а хотя бы посмотреть, сможет ли человек в принципе адекватно себя вести с незнакомыми людьми, которые задают ему вопросы. А если он заикается? Или у него дислексия? Или еще какая зараза? Ведь работать же не сможет человек. Вот это меня просто поражает.

Заголовок: Re: ЕГЭ, как определяющий фактор формирования наци
Прислано участником vicza на 27.03.09 в 03:09:19
Но ведь переводчик может выполнять не только 通訳, но и 翻訳, то есть, переводить письменно, и особенности его речи в данном случае никого не интересуют. Другое дело, что переводчик должен не только хорошо знать язык оригинала, но и уметь грамотно передать содержание на родном языке, а вот с этим порой бывают проблемы (со знанием языка, впрочем, тоже, как это можно наблюдать в переводе некоторых кинофильмов и т.п.)

Заголовок: Re: ЕГЭ, как определяющий фактор формирования наци
Прислано участником Goodkat на 27.03.09 в 11:35:15
Может, конечно, и письменно переводить, но разделение по специализации (синхронный перевод, худ. перевод, технический перевод) происходит на средних курсах, это уже у кого к чему душа лежит и способностей хватает. А базовые навыки устной речи, по-моему,обязательны для всех.

Заголовок: Re: ЕГЭ, как определяющий фактор формирования наци
Прислано участником SeeYou на 28.03.09 в 12:50:20
Ну вот! Как я и предпологал, принялись за обсуждение ЕГЭ! Но ведь и без того понятно, что такое это ЕГЭ - это тестовый способ оценивания, что само за себя говорит. И всем и так понятно, что тестовыми методами нельзя оценить некоторые аспекты личности и ее нываков - потому что это не предполагается собственно методом. И именно поэтому во всех приличным ВУЗах мира перед зачислением проводят еще и собеседование, по итогам которого абитуриент зачисляется либо нет. Одно непонятно - зачем было перенимать заведомо более отсталую систему проверки знаний, когда у нас была своя - более продвинутая?  ??? Налицо феномен "бездумного копирования", который говорит много об умственных способностях высших эшелонов нашей власти. Вероятно, лица, принимающие наверху эти "как бы решения" - учились где-нибудь в ихних Гарвардах или Йеллях. И в итоге - имеют матрицу мышления вместо собственно мышления, что позволяет им "точно знать, как надо", вместо того, чтобы принимать взвешенные и соответсвующие реальности решения.  ;D Так вот - ЕГЭ как раз и формирует подобную матрицу, вместо собственно самостоятельного мышления. Поэтому глупо обсуждать его полезность или вредность. И так все очевидно.  ;D Японцы, между нами, обращаются за разработкой автодизайна или новых технических решений то к финнам, то к итальянцам, то к англичанам с американцами, а сами потом усердно внедряют то, что придумали гайдзины. Очень успешно. Но придумать сами не могут. Безусловно само по себе ЕГЭ тут ни при чем - ведь и в США имеет место быть подобная система. Однако, наличествует некая явная тенденция. И тенденция эта не на пользу формированию самостоятельности и творческого начала в мышлении.        

Заголовок: Re: ЕГЭ, как определяющий фактор формирования наци
Прислано участником SeeYou на 28.03.09 в 12:56:13
Кстати, нельзя забывать и о коррупции. Вы когда-нибудь присутствовали на сборищах школьных учителей? На сегодня там очень просто определить - кто участвует в ЕГЭ, а кто - нет.  ;D Знаете как? Кто приехал на новой Тойоте, Мерсе или Мазде, у кого в гардеробе норковая шуба, а на шее дорогущее золотое колье, все пальцы в гайках, а внизу цокают каблуками сапоги за полторы тыщи евро - тот стопудово "на комисии сидит"! А у кого все по-старому - тот нет!  ;D Попасть "на комиссию" тоже, кстати, денех стоить!  ;D Поэтому такса все время растет. С чего-то же надо все эшелоны взяточников оплачивать!  ;D



Форум Восточного портала » Проект дизайн-студии Индейское лето, 2000–2010