|
Такэси Китано
[Takeshi Kitano]
Родившись 18 января 1947 года в Токио,
Такэси Китано провел детство в традиционных окрестностях
Асакусы. Китано говорит, что в его памяти отец запечатлён как
кто-то мифический и, в то же время, безалаберный. Маляр и
изготовитель лаковых фигурок любимый отец был ещё и азартным
игроком, от чего страдала вся семья, не имея возможности
нормально питаться и оплачивать аренду. (Китано считает, что
его отец вдохновил на создание главного героя в
Кикудзиро).
Мать Китано происходила из семьи военного и
имела чёткое представление о порядке. Её мечта о карьере сына
в качестве конторского служащего привела Китано в Токийский
Университет Мэйдзи. В конце 60-х Китано, не будучи сильно
заинтересован политикой, принимает участие в протестах левых и
других буйствах того времени.
После ухода из
университета, так и не получив степень, Китано подряжался
выполнять различную совершенно случайную работу. Работая
кассиром в стриптиз-клубе, он однажды разыграл комедийную
сценку с переодеванием в женскую одежду. В соседнем кабаре он
научился танцевать, а также освоил различные упражнения. Такой
опыт, в конце концов, привел к формированию устойчивых
комедийных навыков.
После необыкновенно плодотворной
деятельности в течение 25 лет Китано продолжает оставаться
ведущей фигурой в средствах массовой информации Японии. Он до
сих пор участвует в восьми ТВ программах в неделю. Написал ряд
новелл и несколько сборников рассказов, эссе и стихов. Также у
него прекрасное образование художника и мультипликатора,
живописные работы Китано можно видеть в сценах “Фейерверка” и
“Кикудзиро”. А что ещё более удивительно – он спонсор
любительской бейсбольной команды, за которую сам иногда
играет.
Когда его спрашивают, как же он управляется со
всеми этими обязанностями, Китано отвечает: «У меня нет
впечатления, что я работаю. Я просто стараюсь получать
удовольствие».
Вскоре можно будет увидеть Китано и его
работу более близко. Французский режиссер Жан-Пьер Лимозэн
закончил съемки части фильма «Кино наших дней», посвященной
Китано. Японский режиссер Макото Синодзаки (ОКАЕРИ) также
закончил JAN SESSION, документальный фильм о том, как снимался
КИКУДЗИРО.
Успех фильма «Фейерверк» (Hana-Bi, 1997 год)
подтвердил, что Такэси Китано является одним из лидеров
мирового кинематографа. Среди многочисленных наград
«Фейерверк» получил Золотого Льва Святого Марка на
Кинофестивале в Венеции в 1997 году и был назван Европейской
Академией Кино Лучшим Неевропейским Фильмом 1997 года.
«Фейерверк» упоминался в многочисленных списках «Лучший фильм
года», часто занимая первые позиции.
Как режиссёр, как
актёр, как писатель, как художник, ТВ деятель и как настоящий
комик Такэси Китано ставит проблемы не только перед зрителями.
Он всегда ставит задачи перед собой.
В 1998 году создается
«Жестокий полицейский» (Violent Cop), который неожиданно
становится дебютом Китано в качестве режиссёра. Когда
назначенный ранее режиссёр фильма был отклонен, с Китано,
исполнителем главной роли, был подписан контракт на замену. Не
имея предварительного режиссёрского опыта, Китано полностью
пересматривает сценарий, использует резкий ироничный стиль,
позднее признанный за свою зрелость, чувство пространства и
структуры.
«Жестокий полицейский» и другие фильмы
Китано, такие как «Точка кипения» (Boiling Point, 1990 год) и
«Сонатина» (Sonatine,1993 год), сконцентрированы на характерах
гангстеров из Якудзы. Несмотря на то, что подобные персонажи
стали культовыми любимцами во всём мире, они поставили на
режиссёре-сценаристе обременительное клеймо певца
хладнокровного и наглядного насилия. Фильмами «Сцена у моря»
(A Scene At The Sea,1991 год), “Вам дают?” (Getting Any? ,1995
год) и “Ребята возвращаются” (Kids Return, 1996 год) Китано
завоёвывает похвалы за смелые перемены в стиле и предмете
режиссуры.
В “Сцене у моря” Китано не присутствовал на
экране, также не было насилия, которое в первых двух фильмах
выступало на передний план. Трогательная история глухого юноши
страстно влюблённого в серфинг показала совершенно другие
грани таланта Китано – сдержанность эмоций, нежный взгляд на
жизнь молодежи, невинность и интерес к малоизвестным сторонам
существования. «Сцена у моря» положила начало длительного
сотрудничества с композитором и музыкантом Джо Хисаиси, чьи
западающие в память мелодии прекрасно дополняют мир
кинематографиста.
“Вам дают?” явился абсолютной
противоположностью “Сонатине”, привлекшей к Китано
значительное мировое внимание после премьеры в 1993 году на
Каннском фестивале (программа «Особый взгляд»). В фильме
Китано впервые пытается объединить чувство нелепости и
сатирическое исступление своей многогранной телевизионной
деятельности. Результат – в высшей степени забавное и
насмешливое видение саморазложения и одержимости японского
общества.
В фильме “Ребята возвращаются”, своей шестой
картине, Китано переносит собственную юность в современный
Токио, чтобы проследить жизнь двух молодых людей,
разрывающихся между боксом и преступностью. Фильм был первым
после выздоровления режиссёра после практически смертельной
катастрофы на мотоцикле в августе 1994 года. “Ребята
возвращаются”, производства Office Kitano Inc. (компании
основанной режиссёром и давнишним продюсером Масаюки Мори) без
какой либо финансовой поддержки больших студий был представлен
в 1996 году на Каннском фестивале.
Как исполнитель
Китано больше известен как «Бит Такэси», сценическое имя,
которое он придумал в середине 70-х как часть manzai
(комедийного дуэта) «The Two Beats» («Два Бездельника» или
«Два удара»). (в “Ребята возвращаются” Китано воздал дань
комедийным клубам тех дней). В “Кикудзиро” Бит Такэси
воссоединяется со вторым бездельником Битом Киёси, он исполняет
роль человека, которого выводит из себя Кикудзиро на
автобусной остановке). Как комик Китано характерен
одновременно мгновенной реакцией и яркими комментарииями,
которые задевают зрителя за живое. В 1980 «Бит Такэси» начинал
свою карьеру на телевидении. Вне зависимости от содержания
программ, он выдаёт смесь из сатирических комментариев по
поводу текущих событий и более прямых форм абсурда. Китано
участвует в с сумасбродных комедиях, научных программах и
ночных шоу с преобладанием секса. Его подъём увенчался
участием в девяти различных шоу в неделю. К началу 80-х комик,
а также наглый задира «Бит Такэси» становится национальной
звездой.
После нескольких комических камео (знаковых
появлениях) в японском игровом кино в начале 1980-х Китано
обращает на себя мировое внимание, исполнив роль грубого, но
сентиментального сержанта Хары в фильме Нагиси Осима
«Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» (Merry Christmas Mr.
Lawrence, 1983 год).
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Китано-режиссер:
1999 – «Кикудзиро» (также автор сценария и монтаж)
1997 – «Фейерверк» (также автор сценария и монтаж)
1996 – «Ребята возвращаются» (также автор сценария и монтаж)
1995 – «Снял кого-нибудь?» (также автор сценария и монтаж)
1993 – «Сонатина» (также автор сценария и монтаж)
1991 – «Сцена у моря» (также автор сценария и монтаж)
1990 – «Точка кипения» (также автор сценария и монтаж)
1989 – «Жестокий полицейский»
Китано-актер:
2000 – «Табу» (реж. Нагаси Осима)
1999 – «Кикудзиро»
1998 – «Токийские глаза» (реж. Жан-Пьер Лимузин)
1997 – «Фейерверк»
1995 – «Пятеро» (реж. Такаси Иси)
1994 – «Джонни Мнемоник» (реж. Роберт Лонго)
1993 – «Сонатина»
1993 – «Счастливого возвращения» (реж. Тосиро Тэмма)
1990 – «Точка кипения»
1989 – «Жестокий полицейский»
1983 – «Счастливого рождества, мистер Лоуренс» (реж. Нагаси Осима)
Сейчас Такэси Китано завершает работу над девятым томом своих киносочинений – новым якудза-фильмом «Брат».
Другие материалы на «Восточном портале»:
Антон Мазуров
Китано-клоун. Китано-автор. Китано-человек-оркестр.
«Фейерверк»
|
|