Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход
||
Регистрация
.
—
—
03.12.24 в 19:50:40
Форум Восточного портала
«Дао-философия моей жизни»
Форум Восточного портала
Интересы
Философия и религия
(Ведущий:
Цзошучжан
)
Дао-философия моей жизни
«
Предыдущая тема
|
Следующая тема
»
Страницы:
1
Автор
Тема: Дао-философия моей жизни (прочитана 2729 раз, 7 ответов)
daosist
Новичок
Сообщений: 9
Карма: 0
Красноярск
Я люблю Восточный портал!
Дао-философия моей жизни
написан: 05.02.06 в 19:10:25
Самоназвание Дао дэ цзя — "школа Дао-дэ". Одно из главных направлений древнекитайской философии и национальная религия Китая.
Возник во 2-й половине I тысячелетия до н. э. Согласно традиции, основателем даосизма считается Лао-цзы (Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы, род. в 604 г. до н. э.), однако важнейшим его мыслителем был Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.) Учение даосизма изложено в трактатах, названных по именам этих мыслителей (трактат "Лао-цзы" более известен под названим "Дао дэ цзин"). В настоящее время большинство учёных приходит к выводу, что трактат "Чжуан-цзы" появился около 300 до н. э., приблизительно в то же время что и "Лао-цзы", в связи с чем датировка возникновения даосизма передвигается с VI-V вв. до н. э. (как считалось ранее) к IV-III вв. до н. э.
Исходной идеей философии даосизма является учение о Дао ("Путь") — первооснове и закономерности бытия всего сущего. Дао является одновременно и субстанцией-основой, и извечным, естественным и всеобщим законом спонтанного возникновения и развития Вселенной, человека и общества. Как таинственная целостность Универсума, Дао присутствует во всём, но ничем единичным не исчерпывается, не познается разумом и не выражается в словах. Дао также рассматривается как порождающее начало всего сущего — "мать" Поднебесной, и выступает синонимом единого мирового целого — Да куай ("Великий ком").
Дао присуща благая сила дэ ("добродетель"), посредством которой оно проявляет себя в мире, причем конечные формы этого проявления (субъекты) рассматриваются как воплощение или оформление Дао.
К ведущим даосским концепциям относятся также принципы цзы жань (самоестественность, спонтанность) и у вэй (недеяние). Первый из них дословно означает "то, что само по себе (цзы) таково, каково оно есть (жань)". В данном случае речь идет о том, что Дао абсолютно свободно, ни от чего иного не зависит и следует лишь своей собственной природе. Отсюда вытекает принцип следования Дао, т. е. поведения, согласующегося в микрокосме с дао (природой) человека, а в макрокосме — с дао Вселенной. Мудрец не должен, исходя из собственных субъективно ограниченных желаний и пристрастий, противодействовать природе окружающих его вещей и явлений. Напротив, он должен "следовать вещам" (шунь у). Все вещи равны между собой, поэтому истинный мудрец свободен от пристрастия и предвзятости: он одинаково смотрит на знатного и раба, соединяется с вечностью и с Вселенной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность.
С другой стороны, мудрец может, используя свое постижение природы той или иной вещи, поставить ее себе на службу, как бы "плыть по течению в нужном направлении". Постижение природы вещей и согласованность с ней позволяет "мягкому побеждать твердое" и "слабому превозмогать сильного". Принципы цзы жань и у вэй стали важными источниками методологичских и мировоззренческих основ китайской системы психофизической тренировки, применяющейся, в том числе, и в воинских единоборствах (у шу и многих других).
Всякое же действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом — для установления в ней гармонии и порядка необходимо дать свободу ее прирожденным качествам. Соответственно, мудрый правитель, следующий Дао, не делает ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии.
Другим очень существенным для даосизма понятием является категория "пневмы" или "эфира" — ци. Под ци понимается исходная первосубстанция, из которой как бы "состоит" все сущее. Сгущаясь и огрубляясь, ци становится веществом, утончаясь — духом. В промежуточном состоянии ци представляет собой жизненную энергию и силу, растворенную в природе и поглощаемую человеком при дыхании. Эта жизненная сила циркулирует и по особым каналам (цзин) в человеческом теле. Ее накопление и правильная циркуляция в теле — одна из важнейших задач даосских дыхательных и гимнастических упражнений, лежащих в основе различных систем ци гун ("работа с ци").
Первоначальное ци (юань ци) просто и внекачественно, однако в процессе порождения Универсума оно как бы поляризуется и дифференциируется. Два важнейших космологических состояния единого ци — это инь и ян (инь-ци и ян-ци) — т. е. женское, покой, холодное, темное, мягкое с одной стороны, и мужское, движение, горячее, светлое, твердое — с другой. Эти два состояния находятся в абсолютной гармонии и взаимопереходе. Идея гармонии этих взаимодополняющих и коренящихся друг в друге противоположностей была закреплена в даосизме в понятии Тай Цзи ("Великий Предел").
0
Зарегистрирован
tunji-Kun
Новичок
Сообщений: 38
Карма: 2
Сывтывкар
Я люблю Восточный портал!
Re: Дао-философия моей жизни
Ответ #1 написан: 01.06.06 в 20:34:46
Практикуете с таким же усердием?
0
Зарегистрирован
Tar-as
Начинающий
Сообщений: 59
Карма: 1
Яремче
Я люблю Восточный портал!
Re: Дао-философия моей жизни
Ответ #2 написан: 21.06.06 в 00:46:33
Хороший конспект
0
Зарегистрирован
Matsumoto
Начинающий
Сообщений: 79
Карма: 1
Москва
Мне нравится Восточный портал.
Re: Дао-философия моей жизни
Ответ #3 написан: 21.06.06 в 20:14:36
У дверей магазина на узкой улочке китайской деревни была привязана лошадь. Она лягала всякого, кто пытался пройти мимо нее. Вскоре около магазина собралась целая толпа местных жителей, споривших о том, как безопаснее пробраться мимо зловредной лошади. Наконец кто-то крикнул, что идет Старый Учитель. — Уж он-то знает, как поступить, — решили крестьяне и стали наблюдать.
Учитель вышел из-за угла и, увидев лошадь, повернул назад и обошел магазин по другой улице.
0
Зарегистрирован
ZHE.
Эксперт
Сообщений: 1225
Карма: 19
Дикое Поле
С детства ненавижу авторскую песню!
Re: Дао-философия моей жизни
Ответ #4 написан: 22.06.06 в 14:30:19
Тупость местных жителей просто поражает...
0
Wir bauen fur den Sieg!
Зарегистрирован
Matsumoto
Начинающий
Сообщений: 79
Карма: 1
Москва
Мне нравится Восточный портал.
Re: Дао-философия моей жизни
Ответ #5 написан: 22.06.06 в 20:33:12
А можно посмотреть на это с другой стороны — ведь здесь всего лишь иллюстрация принципа "у вэй"
0
Зарегистрирован
ZHE.
Эксперт
Сообщений: 1225
Карма: 19
Дикое Поле
С детства ненавижу авторскую песню!
Re: Дао-философия моей жизни
Ответ #6 написан: 23.06.06 в 10:48:36
А может не стоит называть словом "у вэй" всё,что ни попадя? В этой истории продемонстрирован обычный житейский здравый смысл.Поэтому и странно,что даже такой его уровень оказался недоступным,и потому удивительным,для жителей этого селения...
Видимо в этом селении какой-то "спецконтингент" обитал.
0
Wir bauen fur den Sieg!
Зарегистрирован
Matsumoto
Начинающий
Сообщений: 79
Карма: 1
Москва
Мне нравится Восточный портал.
Re: Дао-философия моей жизни
Ответ #7 написан: 23.06.06 в 15:36:25
23.06.06 в 10:48:36,
ZHE. писал(а)
:
А может не стоит называть словом "у вэй" всё,что ни попадя?
Ну вообще-то я не специалист по даосизму и затруднюсь сказать "у вэй" это или не "у вэй".
По поводу обычного житейского здравого смысла я с вами согласен, а жители были утомлены сбором необычно богатого урожая риса
Жалко, что daosist не запостил в тему кусок Дао дэ цзин с иллюстрацией принципа "у вэй". Будем надеяться, что ему как создателю темы интересно шо в ней происходит и он иногда заглядывает в нее...
0
Зарегистрирован
Страницы:
1
Перейти к разделу:
-----------------------------
Интересы
-----------------------------
- Новости
- Картинки
- Манга и аниме
- Китайское языкознание
- Японское языкознание
- Корейское языкознание
=> Философия и религия
- Восточная медицина
- Боевые искусства
- Древние традиции
- Древние традиции. Альманах
- Искусство
- Восточная кухня
- Бизнес в Китае
- Психология
-----------------------------
Страны
-----------------------------
- Китай
- Япония
- Корея
- Индия, Тибет, Монголия
- Индокитай
-----------------------------
Общее
-----------------------------
- Общий раздел
- Технический раздел
- Интеллектуальные игры Востока
- События
- Коммерция, ссылки и поиск
«
Предыдущая тема
|
Следующая тема
»
Форум Восточного портала
» Проект
дизайн-студии Индейское лето
, 2000–2010