Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход
||
Регистрация
.
—
—
09.11.24 в 01:48:38
Форум Восточного портала
«Символизм китайской традиции.»
Форум Восточного портала
Интересы
Древние традиции
(Ведущий:
Daoyou
)
Символизм китайской традиции.
«
Предыдущая тема
|
Следующая тема
»
Страницы:
1
Автор
Тема: Символизм китайской традиции. (прочитана 10326 раз, 22 ответов)
Egor L.
Гость
Символизм китайской традиции.
написан: 08.04.04 в 19:18:22
Для начала приведу отрывко из брошюры "Китайская народная картина. Каталог выставки". Москва. 1987.
ОБЪЯСНЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ НЯНЬХУА [новогодняя картинка — Е.Л.]
1. Бабочка (де) -- омоним слова «старец от 70 до 80 лет» — символ долголетия; две бабочки .-- символ супружеского счастья. Другое произношение «ху», которое в диалектическом произношении «фу» созвучно слову «счастье».
2. Багуа (восемь триграмм) — графическая символика бытия. Комбинация из трех прерывистых или непрерывных линий, символизирующие определенные стороны света, смену времен года, вечный круговорот в природе.
3. Бамбук (чжу) — символ благородства, гибкости, крепости и емкости. Композиция из бамбука, сосны и сливы «мэйхуа» называется «три друга холодной зимы», что символизировало стойкость перед жизненными невзгодами.
4. Ваза (пин) — омоним слова «пин» — спокойствие; ваза с ветвью мэйхуа — символ Нового года, с пионами — богатства, с коралловой ветвью и жезлом «жуй» — пожелание карьеры, ученых сыновей.
5. Ваза с копьями (пин шэн сань цзи) — омонимический ребус, читающийся как «спокойно поднимитесь на три ступени».
6. Вань (изобразительный элемент, напоминающий свастику) — древний солярный символ, олицетворение круговорота во Вселенной; вань — омоним слова «10 тысяч лет» (т. е. долголетия).
7. «Восемь буддистских драгоценностей» — колесо, балдахин, рыба, ваза, зонт, бесконечный узел; раковина, лотос.
8. «Восемь даосских драгоценностей» — атрибуты даосских святых: веер, клюка и двойная тыква, корзина, лотос, бамбуковая трещотка, меч, удочка, флейта, мухогонка — в основе поклонения даосским святым или их атрибутам лежит культ предков, слившийся с даосской идеей бессмертия и отшельничества.
9. Восемь древних драгоценностей — жемчуг, коралл, слоновьи клыки, рог носорога, лист артемизии, свитки картин, жезл «жуй», слиток серебра, музыкальный инструмент «цигн».
1C. Гранат (шилю) — лопнувший гранат — пожелание многочисленного потомства.
11. Дракон (лун) — древнейший символ гармонии во Вселенной, единения стихий Неба и Земли^ фантастическое существо, соединяющее в своем образе черты многих животных (змеи, тигра, и т. д.). В период средневековья становится олицетворением власти государя.
12. Жаба (чань) — символ богатства, так как в диалектном произношении (цянь) является омонимом слову «деньги».
13. Жезл жуй (буквально «по желанию») — в композиции лубков символизирует счастье.
14. Карп (лиюй) — символ благородного ученого, а также достатка.
15. Коралл (шаньху) — намек на шарик на головном уборе знатного чиновника, отсюда — пожелание высокого чина.
16. Коричное дерево (гуй) — омоним слова «гуй» — знатный, пожелание удачной карьеры.
17. Летучая мышь (фу) — омоним слова «фу» — «счастье»; пять летучих мышей (у фу) — «пять благ» — долголетие, богатство, здоровье, добродетель, жизнь до конца, предопределенного судьбой.
18. Линчжи (чудесный гриб) — символ бессмертия (один из компонентов даосского эликсира бессмертия).
19. Лотос («хэ» или «лянь») — символ лета, седьмого месяца, связан с буддистской символикой, а также с конфуцианской идеей «цзюньцзы» (благородного ученого), возвышающегося «над обывательской грязью не грязнясь», омоним слова «хэ» — мир, покой, или «лянь» — «непрерывное повышение по службе». Лотос — популярный элемент различных изобразительных ребусов.
20. Мандаринские уточки (юаньян) — символ супружеского счастья.
21. Мэйхуа (дикая слива) — распространенный мотив изобразительного искусства. Изображение мэйхуа связано со сложной символикой. Это одно из «четырех благородных растений» (наряду с бамбуком, орхидеей и хризантемой). Слива символизирует наступление весны. Сливу в вазе «мэйпин» ставили во время праздника Нового года. Мэйхуа представляет образ-символ: соотношение цветов и CTBOflOBj лепестков и тычинок построено по принципу «инь-ян» (соединение противоположных начал, порождающих гармонию во Вселенной).
22. Нарцисс (шуйсяньхуа) — символ Нового года.
23. Олень (лу) — омоним слова «лу» — карьера, отсюда пожелание удачной карьеры.
24. Орхидея (лань) — символ «цзюньцзы» (благородного ученого), пожелание рождения «ученых сыновей».
Зарегистрирован
Egor L.
Гость
Re: Символизм китайской традиции.
Ответ #1 написан: 08.04.04 в 19:19:04
продолжнение...
25. Павлин (кунцяо) — в композиции «цветы-птицы» включен в ребусы со значением пожелания «почета», т. е. «удачной карьеры».
26. Персик (тао) — символ долголетия, атрибут бога долголетия Шоусина.
27. Пион (мудань) — символ богатства и знатности.
28. «Пять ядовитых» (уфу) — сороконожка, змея, жаба, паук, ящерица.
29. «Саньдо» — изображение пальчатого лимона (фошоу — пальцы Будды), персика, граната. Пожелание счастья, долголетия и потомства.
30. «Семена лотоса» (ляньцзы) — омоним выражения «рождение подряд мальчиков».
31. Скипетр (гуй) — символ власти, пожелание учекой карьеры.
32. Слиток серебра (дин) — пожелание богатства, «дин» — омоним слова «непременно», входит в состав ребусов со значением «пусть непрерывно исполняются Ваши желания».
33. Созвездие синчэнь — напоминает ковш Большой медведицы (Бэйдоу — северный ковш), вероятно, означает север, ассоциируется с зимой. Символ единения двух начал.
34. Сорока (сицяо) — птица «счастливой встречи». Обычно изображаются две сороки в одной композиции.
35. Сосна (сун) — символ долголетия.
36. Тайцзиту (тайцзи — «великий абсолют», «ту» — круг) — композиция из двух переплетающихся светлой и темной запятых, символизирующих слияние сил Неба и Земли (инь-ян).
37. Трезубец (цзи) — омоним слова степень (ученая), а также слова «праздник».
38. Фэнхуан — фантастическая птица, символ согласия, гармонии.
39. Цилинь — фантастическое животное, часто изображается с малышом на спине — пожелание потомства, знатных и богатых сыновей.
4С. Хризантема — символ осени, в лубках — пожелание высшего чиновничьего ранга.
41. Черепаха (гуй) — символ плодородия земли, символ долголетия.
42. Шуанси (двойная радость) — стилизованное изображение сдвоенного игроглифа «си» — «радость», символ свадьбы, супружеского счастья.
Зарегистрирован
Egor L.
Гость
Re: Символизм китайской традиции.
Ответ #2 написан: 08.04.04 в 19:20:57
По сути, любая картина предстоит нам как текст, с иероглифами, которые тоже можно выучить как обычный язык и читать. Очевидная близость каллиграфии и живописи.
Зарегистрирован
Egor
Гость
Re: Символизм китайской традиции.
Ответ #3 написан: 15.05.04 в 13:04:15
Напрмер, у меня есть нефритовый амулет, на котором летучая мышь (фу) на паре-тройке китайских монет (цянь). То бишь "фу цянь" (
蝠钱
), но при том же звучании, но записи другими иероглифами (
福前
) это благопожелательный символ "счастье перед тобой (впереди)".
Наличие массы омонимов позволяет создавать массу таких ребусов, одни из которых очевидны, а для понимания других требуется большое образование и знание традиций.
Зарегистрирован
Egor
Гость
Re: Символизм китайской традиции.
Ответ #4 написан: 15.05.04 в 13:16:20
Однако только ли омонимией обусловлены некоторые символы?
Рассмотрим самый известный пример — летучая мышь (фу —
蝠
) и счастье (фу —
福
).
В одном случае левая часть иероглифа указывает на связь с миром животных (у "летучей мыши"), а в случае "счастья" — алтарь предков.
Маленькое отступление
: многие годы господства материализма в нашей стране исказили не одному поколению взгляд на мир, так, что мы замечаем лишь материальное, опуская духовные пласты существования человека, которые существовали наравене, а часто и шире материальных. Именно духовные измерения толкали человека на творчество и создание грандиозных памятников материальной культуры (напр. Пирамиды (Египта, Южной Америки и т.д.), храмовые комплексы (и Ангор ват, и Стоун Хэдж, и могилы Цинь Ши Хуан Ди, и т.д.)). И рассматривать их без учета духовных измерений невозможно, иначе мы можем сделать выводы только о патологической мании величия их создателей. Также вспомним факт, что в доимперском Китае (да и позже) для жертвоприношений (духообщения) приносили лучших животных, на лучших полях росли зерна для приготовления ритуальных вин. Да и не только в китае.
Многие понятия языка отражали оби эти две грани бытия, а часто именно больше запредельную или потустороннюю, которой мы все больше лишаемся в наше время технологии и "цивилизации".
Духи были во всем, с ними рождали, жили, ели, шли на войну, умирали и потом путешествовали. Именно в этой сфере надо часто искать ответы на некоторые вопросы, а не в сфере только рационального, как более привычного нам.
Зарегистрирован
Egor
Гость
Re: Символизм китайской традиции.
Ответ #5 написан: 15.05.04 в 13:24:11
Летучая мышь во многих культурая является сакральным животным.
Почему?
Во-первых, она сочетает в себе свойства и птицы и животного.
Во-вторых, она живет в двух средах — в воздухе и под землей (в горных пещерах).
в-третьих, основная активность приходиться на ночь.
Поэтому естественна связь данного животного с умиранием (царство ночи, подземный мир). Подобная трактовка у многих народов.
Но почему в Западной традиции летучая мышь — нетопыть, спутник злых сил, кровопийца, а на Востоке символ счастья?
Почему в западной традиции ее изображают как страшилище, а на китайских картинках — милый пушистый зверек?
Конечно есть летучие мыши, пъющие кровь. Но, во-первых. живут они в Африке и открыти не так давно, во-вторых, пьют они не много, делая маленький прокол на коже и слизывая (а не высасывая) капельки крови. И нападают на крупный рогатый скот, который не очень чувствителен к таким нападениям.
Кстати, я много раз видел представителей рукокрылых (научное название всех летучих мышей. Ведь там есть и летучие собаки, и летучие лисицы — очень милое создание, питающиеся бананами) — все они теплые, пушистые и очень симпатичные, только на земле им очень неудобно.
Зарегистрирован
Egor
Гость
Re: Символизм китайской традиции.
Ответ #6 написан: 15.05.04 в 13:35:06
Возможно ответ кроется в сфере именно духовного сиомволизма.
Летучая мышь — страж между мирами (например см. покрывало на
[ ссылки доступны для участников. реклама на форуме платная ]
из Мавандуя) в раннекитайской мифологии. Тоже положение она занимает в Южноамериканском эпосе.
Символизм понятен — люди умирая, уходят в землю, в подземный мир, в мир мертвых. Который затем в симовлической реальности находиться не только под землей, но и на небе.
То есть, от этого стража зависит попадание души лучший мир или иная учать, например, бродящего неприкаянного духа.
А если учесть, какое значение придается в любой традиционной культуре посмертной участи (будь то христианство или классичесский буддизм, ислам или иудаизм) — то от решения или действий летучей мыши зависит вечное счастье или горькая участь.
Возможно и иное толкование этого символа счастья — как проводника между мирами, и счастлив именно тот, кто наиболее адекватно осуществляет такую связь, используя христианскую метафору — является наиболее правильным выразителем воли Бога (имеено такое понятие счастья как самого лучшего состояния в христианстве).
Впоследствии этот символ уходит в народную традицию и предельно секуляризуется, теряя свой духовный смысл, и становясь простым символом доступного понятия.
Прохоже на то, как простой факт наличия распятия является мощным средством экзорцизма в народной традиции христианства в оппозицию с символизмом распятия в лоне самой церкви.
Зарегистрирован
Egor
Гость
Re: Символизм китайской традиции.
Ответ #7 написан: 15.05.04 в 13:42:27
В связи с этим возможно говорить не о простой связи через омонимы разных символов.
Кстати, изучение духовной культуры может окрыть и символизм свиньи как символа достатка.
Во-первых: свинья сакральное животное во многих культурах. (напр., табуирование на свинью в арабской и иудейской культуре).
Во-вторых: свинья наравне с бараном и быком входила в Китае в три жертвенных животных (опять мы на грани жизни и смерти, в точке где соприкасаются живущие и умершие, предки и потомки).
В- третьих посмотрим на рисунки.
Зарегистрирован
Egor
Гость
Re: Символизм китайской традиции.
Ответ #8 написан: 15.05.04 в 13:47:25
Вот ритуальный предмет, который клали в захоронение вместе с умершим, пуская
его в посмертное путешествие.
Называетя оно свино-дракон, исползьовалось в эпоху неолита.
Считатется предком дракона (в смысле само изображение, а не животное). (см.
напр. Маурицио Скарпари. "Древний Китай. Китайская цивилизация от неолита до
эпохи Тан").
О ритуальной роли нефрита в китайской традиции —
[ ссылки доступны для участников. реклама на форуме платная ]
Животное со свинячей мордочкой и пятачком...
Об эволюции — чуть попозже.
Зарегистрирован
Egor
Гость
Re: Символизм китайской традиции.
Ответ #9 написан: 15.05.04 в 15:34:12
А вот более поздний вид нефритовой свиньи —
А это вид дракона, который отпочковался от свинодракона.
Впоследствии изображение драконов приняло известный всем облик.
Свинью же стали изображать уже точно как свинью.
Зарегистрирован
Egor
Гость
Re: Символизм китайской традиции.
Ответ #10 написан: 15.05.04 в 15:41:19
То есть, рассматривая эволюцию мифа или мифического образа свиньи мы однаруживаем
Во-первых, связь ее с ритуалами перехода-умирания.
Во-вторых, сродство с драконами, роль которых в этих же ритуалах велика.
Десакрализуясь, эти образы приняли вполне доступный и обыденный символизм.
Аналогично как пасхальное яйцо в массовой культуре, или лампадка...
Зарегистрирован
Egor
Гость
Re: Символизм китайской традиции.
Ответ #11 написан: 15.05.04 в 15:42:13
А здесь вообще много интересного про изображения свиньи —
[ ссылки доступны для участников. реклама на форуме платная ]
Зарегистрирован
Egor
Гость
Re: Символизм китайской традиции.
Ответ #12 написан: 16.05.04 в 12:12:21
Вот еще пример свинодракона:
Зарегистрирован
Egor
Гость
Re: Символизм китайской традиции.
Ответ #13 написан: 16.05.04 в 12:13:44
Дальнейшая эволюция — дракон разворачивается и теряет свинство, но до знакомого нам образа еще далеко:
Зарегистрирован
Egor
Гость
Re: Символизм китайской традиции.
Ответ #14 написан: 16.05.04 в 12:16:09
А этот дракон сочетает в себе и дракона и диска-би (плоский, спиральный орнамент).
Зарегистрирован
Egor
Гость
Re: Символизм китайской традиции.
Ответ #15 написан: 16.05.04 в 12:17:33
А это промежуточный вид эволюции свиньи от дракона до современного изображения.
Зарегистрирован
Egor
Гость
Re: Символизм китайской традиции.
Ответ #16 написан: 16.05.04 в 12:28:41
А вот дракон приобритает более современны черты (и более привычные, когда мы говорим о китайских драконах).
Где-то после династии Тан.
Так что, если профодить параллели с биологической эволюцией, вид современного дракона относительно молодой — около 1000 лет.
И если главным двигателем биологической эволюции является борьба за выживание, то двигателем эволюции образов в данном случае (а может и всегда) является нарастающая декоративность (придание нефункциональных деталей) и усложнение изображений.
Возможно такая эволюция творчества косвенно указывает на определенную эволюцию сознания, так как именно через творчество можно судить о структуре сознания.
Зарегистрирован
Egor
Гость
Re: Символизм китайской традиции.
Ответ #17 написан: 27.05.04 в 11:58:50
Такое изменение сознания в процессе исторического развития напоминает мне развитие сознания в онтогенезе (индивидуальное развитие. Например, как дети рисуют человека — палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек.
По мере взросления появляются все более усложенные элементы, добавляются индивидуальные черты, и т.д.
Но, с точки зрения духовной культуры — именно дтское сознание с его непосредственностью и незамутненностью является идеалом. В библейской метафоре — дети войдут в царство небесное.
В даоской — именно образ ребенка часто символизирует просветленного.
А посмотреть на образцы дзенской живописи и каллиграфии — очень просто, очень чисто. Для неподготовленного зрителя — детская мазня и каракули.
Зарегистрирован
Shangry
Опытный
Сообщений: 382
Карма: 41
Я люблю Восточный портал!
Re: Символизм китайской традиции.
Ответ #18 написан: 13.07.07 в 17:02:02
Начать стоит с того, что китайские иероглифы только переводятся на европейские языки как определенные слова.
Для образованного же китайца каждый иероглиф — это целый "веер" смыслов. Сложные иероглифы могут быть "собраны" из нескольких более простых, каждый из которых имеет свое значение. Вот вам первый уровень многомерности понимания. В зависимости от окружения, они могут приобретать то или иное значение. Это второй уровень. Автор текста может сознательно закладывать то, что мы называем "аллюзиями", "метафорами" и т.д. Третий уровень.
Сколько их может быть еще? А сколько угодно. Язык такой
.
Мы оперируем отдельными дискретными сущностями — словами. Каждое из четко отделено от другого и существует в собственном пространстве, не пересекаясь с другими.
Китаец же оперирует некими смысловыми "облачками" по имени "иероглифы". Эти облака могут в тексте перекрываться между собой самым непредсказуемым образом, на лету создавать новые "облака" и вообще вести себя странно, непонятно... но при этом очень красиво.
В общем стиль мышления "чертежник" (Европа) и "художник" (Китай).
Именно поэтому-то китайцев так трудно переводить. То, что увидит в тексте того же Лао-цзы один человек, может быть совершенно отличным от того, что увидит другой. Для нас это совершеннейшая ересь ("Истина может быть только ОДНА!"), для китайца совершенно естественная вещь, к которой он привык с самого детства.
0
Зарегистрирован
portnoi
Новичок
Сообщений: 1
Карма: 0
Алматы
Я люблю Восточный портал!
Re: Символизм китайской традиции.
Ответ #19 написан: 23.09.09 в 19:20:52
Простите ЧАЙНИКА, а не знаешь как выполняется традиционное китайское рукопожатие. Начала заниматься по системе Бянь Чжичжун, по описанию в книге, и не знаю правильно ли я делаю
0
Зарегистрирован
leonard
Новичок
Сообщений: 25
Карма: 0
Москва
Я люблю Восточный портал!
Re: Символизм китайской традиции.
Ответ #20 написан: 27.11.09 в 01:53:57
Интересно, а чего вы думаете про человека — дракона, неолитической цивилизации Хуншань?
0
Зарегистрирован
leonard
Новичок
Сообщений: 25
Карма: 0
Москва
Я люблю Восточный портал!
Re: Символизм китайской традиции.
Ответ #21 написан: 27.11.09 в 02:04:14
[ ссылки доступны для участников. реклама на форуме платная ]
0
Зарегистрирован
leonard
Новичок
Сообщений: 25
Карма: 0
Москва
Я люблю Восточный портал!
Re: Символизм китайской традиции.
Ответ #22 написан: 27.11.09 в 02:06:56
5000 -3000 лет до нашей эры.
0
Зарегистрирован
Страницы:
1
Перейти к разделу:
-----------------------------
Интересы
-----------------------------
- Новости
- Картинки
- Манга и аниме
- Китайское языкознание
- Японское языкознание
- Корейское языкознание
- Философия и религия
- Восточная медицина
- Боевые искусства
=> Древние традиции
- Древние традиции. Альманах
- Искусство
- Восточная кухня
- Бизнес в Китае
- Психология
-----------------------------
Страны
-----------------------------
- Китай
- Япония
- Корея
- Индия, Тибет, Монголия
- Индокитай
-----------------------------
Общее
-----------------------------
- Общий раздел
- Технический раздел
- Интеллектуальные игры Востока
- События
- Коммерция, ссылки и поиск
«
Предыдущая тема
|
Следующая тема
»
Форум Восточного портала
» Проект
дизайн-студии Индейское лето
, 2000–2010